Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности от 27.04.2024 года

27 апреля 2024
1. Обновлены положения о квотах для инвалидов.
С 1 сентября 2024 года вступит в силу глава 7 «Содействие занятости инвалидов» Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Субъектам РФ предоставлено право устанавливать квоты для работодателей, у которых трудятся более 35 человек, в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности персонала. Их смогут дифференцировать в зависимости от отрасли экономики, муниципального образования и др. с учетом рекомендаций Минтруда.
Согласно ст. 38 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал без учета работников представительств и филиалов работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Представительствам и филиалам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких представительств и филиалов работодателя за предыдущий квартал.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным, опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Порядок заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов и его форма утверждаются Правительством Российской Федерации. В соглашении о трудоустройстве инвалидов определяются в том числе:
- численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу в иную
организацию в счет квоты для приема на работу инвалидов, установленной
работодателю;
- условия финансирования работодателем расходов на оплату труда инвалидов, принятых на работу в иную организацию в счет квоты для приема на работу инвалидов, установленной работодателю. Размер такого финансирования в месяц не может быть меньше минимального размера оплаты труда и начисляемых за трудоустроенного инвалида страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- условия оборудования рабочих мест инвалидов, принятых на работу в иную организацию в счет квоты для приема на работу инвалидов, установленной работодателю, и (или) условия компенсации работодателем иной организации расходов на оборудование таких рабочих мест.
Работодатели освобождаются от выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов в случае, если работодатели являются общественными объединениями инвалидов, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

2. Принят закон о праве граждан установить запрет на получение кредитов.
Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» физическое лицо наделяется правом внести в свою кредитную историю сведения о запрете на заключение с ним кредитными организациями и микрофинансовыми организациями договоров потребительского займа (кредита), за исключением договоров потребительского займа (кредита), обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой и (или) залогом транспортного средства, и договоров основного образовательного кредита.
Для установления запрета (снятия запрета) физическое лицо вправе бесплатно любое количество раз подать соответствующее заявление в квалифицированные бюро кредитных историй через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Кредитная или микрофинансовая организации обязаны запрашивать в квалифицированных бюро кредитных историй информацию о наличии сведений о запрете (снятии запрета) в кредитной истории заёмщика и при наличии сведений о действующем запрете отказать заёмщику в заключении договора потребительского кредита (займа), если на такой договор распространяется запрет.
Изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года и будут способствовать предупреждению практик мошеннического получения потребительских займов (кредитов) третьими лицами.

3. Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.03.2024 № 65-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» отменена пошлина за государственную регистрацию транспортных средств, пожертвованных для гуманитарных миссий и нужд СВО.
Согласно внесенному дополнению госпошлина не взимается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 36 - 40, 41.2, 46 - 46.3, 59 - 61, 65 - 67 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении техники, безвозмездно полученной по договору пожертвования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для осуществления решения транспортных задач в интересах гуманитарных миссий и отдельных задач в сфере обороны и безопасности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
Изменения вступили в силу 23 марта 2024 года.

4. Не открывайте дверь незнакомым людям. Это могут быть мошенники!
Мошенничество на сегодняшний день один из самых распространённых видов преступлений против собственности, совершаемое путем обмана потерпевшего или злоупотребления его доверием.
Стать жертвой мошенника может каждый, но особенно уязвимой категорией населения являются люди пожилого возраста, пенсионеры. Им могут быть предложены на дому лекарства, БАДы, товары по стоимости ниже рыночной, различные материальные выплаты с предварительной оплатой, установка оборудования или оказание различного рода услуг, в том числе услуг экстрасенсов и лжецелителей. Последние могут оказать сильное психологическое воздействие, прибегнуть к угрозам и шантажу.
Для того, чтобы вызвать доверие, мошенники также могут представляться работниками коммунальных, социальных служб, медицинских организаций, благотворительных фондов. Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо проявлять внимательность и следовать простым правилам безопасности.
Если к вам пришли для оказания услуг позвоните в организацию, от которой к Вам обратились и убедитесь в достоверности имеющихся у вас сведений о фамилии, имени, отчестве и номере удостоверения специалиста. Обратите внимание на наличие его форменной одежды.
Знайте, что работники коммунальных, социальных служб или медицинских организаций не занимаются продажей товаров и не оказывают дополнительные услуги.
Если в отношении вас совершены мошеннические действия необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. Статьей 159 Уголовного кодекса РФ за мошенничество предусмотрена уголовная ответственность.

5. Установлен запрет на увольнение вдовы ветерана боевых действий в течение года после его смерти (гибели).
Федеральный закон от 06.04.2024 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» дополнил Трудовой кодекс Российской Федерации новой статьей 264.1 «Гарантии супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий», положениями которой устанавливается, что расторгать трудовой договор с супругой (супругом) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившим) в повторный брак, по инициативе работодателя не допускается в течение одного года с момента гибели (смерти) ветерана боевых действий.
Предусмотрен ряд исключений, при которых допускается увольнение указанного сотрудника по инициативе работодателя. Работника смогут уволить, в частности, в случае ликвидации организации, грубого нарушения трудовых обязанностей, представления подложных документов при заключении трудового договора, а также по некоторым иным основаниям.
Федеральный закон вступил в силу с 06.04.2024.

6. Ограничение срока действия иностранных водительских удостоверений.
В связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятых летом 2023 года, срок действия иностранных водительских удостоверений ограничен. Закон дополнен правилом, согласно которому иностранные и международные водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории России (Федеральный закон от 10.07.2023 № 313-ФЗ):
в отношении водителей - иностранных граждан или лиц без гражданства - по истечении одного года с даты получения вида на жительство либо российского гражданства;
в отношении водителей, являющихся гражданами России, - по истечении одного года с даты первого после получения иностранного водительского удостоверения въезда в Российскую Федерацию.
Исключением являются имеющиеся у российских и белорусских граждан национальные водительские удостоверения, выданные в Республике Беларусь.
Порядок замены иностранных водительских удостоверений на российские будет зависеть от категории транспортного средства. Так, для управления легковыми автомобилями и мотоциклами необходимо будет сдать теоретический экзамен (без прохождения обучения в автошколе) и иметь медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Для тех случаев, когда указанные выше обстоятельства (получение вида на жительство (гражданства) или первый после получения иностранного водительского удостоверения въезд на территорию России) имели место до 1 апреля 2024 года, предусмотрены специальные правила. В таком случае иностранные и международные водительские удостоверения прекращают свое действие через год – с 1 апреля 2025 года, а их замена на российские удостоверения в этот период осуществляется без сдачи экзаменов.

7. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказуемо.
Статьей 58 Закона РФ «О средствах массовой информации» определено, что за ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, предусмотрена установленная законом ответственность.
За воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 144 Уголовного кодекса РФ). Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
За то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.
Указанные деяния, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, влекут наказание в виде:
-принудительных работ на срок до 5 лет;
-лишения свободы на срок до 6 лет.
Возможно применение к виновному лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

8. Имущественные налоги физических лиц.
Имущественные налоги физических лиц (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог) это ежегодная плата государству за владением недвижимым имуществом, которая подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Все денежные средства поступают в соответствующий уровень бюджета.
Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается законом субъектов Российской: Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Транспортный налог уплачивается за транспортные средства, зарегистрированные в собственности: автомобили, мотоциклы, тракторы, экскаваторы, катера, яхты, моторные лодки, вертолеты, самолеты.
Налоговая база зависит от типа транспортного средства. Например, размер транспортного налога на автомобиль зависит от мощности двигателя лошадиных силах, периода владения транспортным средством и ставки налога, установленной региональными властями.
Налог на имущество является местным налогом и устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог на имущество платят владельцы домов, квартир, комнат, дач, гаражей, мест на парковке, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства и иных зданий, строений, сооружений. Общедомовая собственность многоквартирных домов (места общественного пользования, технические этажи, придомовая территория) налогом на имущество не облагается.
Размер налога на имущество рассчитывается от кадастровой стоимости объекта с учетом действующей ставки налога на территории, где расположен объект недвижимости. Согласно нормам налогового законодательства жилые дома, квартиры, комнаты облагаются по минимальной ставке - 0,1 %. Необходимо отметить, что апартаменты при расчете налога на имущество приравниваются к нежилым помещениям и облагаются по повышенной ставке.
Муниципалитеты, а также города федерального значения имеют право устанавливать ставки налога в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный налог относится к местным налогам, ставки на который устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Плательщиками данного вида налога являются физические лица, которые владеют земельными участками на праве собственности. Не признаются налогоплательщиками лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды. Конкретные ставки земельного налога устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований, но не могут быть выше уровня, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговая база для каждого плательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных регистрирующими органами.
Право на налоговую льготу по уплате имущественных налогов физических лиц имеют инвалиды, ветераны боевых действий, пенсионеры, многодетные семьи и иные. Уточнить информацию по налогу на имущество физических лиц можно при помощи сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте nalog.gov.ru.

9. Изменения в обязательной маркировке товаров.
В соответствии с действующим законодательством в целях пресечения нелегального оборота продукции часть товара выпускается на розничный рынок при и условии маркировки средствами идентификации (QR-коды). Прослеживание движения товаров от производителя до конечного покупателя происходит через систему «Честный знак». На сегодняшний день обязательной маркировке в системе подлежат 36 групп товаров: среди них молочная продукция, табак, парфюмерия, текстиль и др.
Покупатель может узнать необходимую информацию о товаре через бесплатное мобильное приложение «Честный знак для потребителей» и в случае обнаружения нарушения здесь же оставить заявку для рассмотрения контролирующим органом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2024 года № 710-р изменен перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В него включены новые позиции и внесены уточнения по действующим группам товаров.
С 7 апреля 2024 года в число товаров с обязательной маркировкой включены предназначенный для потребления путем нагревания табак (изделия из него) и бестабачные смеси для нагревания, а с 8 апреля 2024 года никотиносодержащие и без никотиновые жидкости.
С 01 сентября 2024 года маркировка будет обязательна:
- для безалкогольного пива;
- сидра, в т.ч. грушевого и ароматизированного, ряда БАДов (активных и неактивных дрожжей, желатина и его производных, экстракта солодового, угля активированного и др.;
- дезинфицирующих средств для поверхностей и кожных антисептиков;
- дезинфицирующих средства основе четвертичных аммониевых солей и галогенированных соединений, которые предназначены для гигиены рук с антимикробным действием (в части парфюмерно-косметической продукции).
С 1 марта 2025 года в перечень попадет продукция легкой промышленности, среди них: детская одежда, купальные костюмы, майки, пижамы, перчатки и т.д.

10. Об административной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ.
Статьей 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ предусмотрена административная ответственность.
Административно наказуемыми являются те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка, общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Эти действия относятся к административным правонарушениям, если не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Максимальное наказание за содеянное влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
на должностных лиц от 200 тысяч до 300 тысяч рублей;
на юридических лиц от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

11. За неисполнение обязанности подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства иностранного государства предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин РФ обязан подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного, а также вправе подавать уведомление об утрате гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства, уведомление об утрате гражданства (подданства) иностранного государства подаются в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальные органы. Гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами Российской Федерации, может подать соответствующее уведомление в дипломатическое представительство или консульское учреждение. Подача таких уведомлений может быть осуществлена и в электронной форме.
За лицо, не достигшее возраста 18 лет, либо гражданина Российской Федерации, признанного недееспособным, уведомления подаются их законными представителями.
Уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства подается не позднее чем в течение 60 календарных дней со дня приобретения гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Гражданин Российской Федерации, не подавший уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в указанный срок, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации, обязан подать уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства не позднее 60 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
За нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или его законным представителем уведомления о наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, предусмотрена административная ответственность (ст. 19.83. КоАП РФ), а за неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации такой обязанности - уголовная ответственность (330.2 УК РФ).

12. За уничтожение первоцветов, занесенных в Красную книгу предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.60 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации.
Зв срыв редких первоцветов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предусмотрена статьей 8.35 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. рублей, должностных лиц - от 15 до 20 тыс. рублей, юридических лиц - от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей.
Уголовная ответственность по статье 260.1 УК РФ наступает за умышленные уничтожение или повреждение редких и особо ценных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (незаконная добыча, сбор, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или продажа таких растений, их продуктов, частей). За это могут назначить:
-обязательные работы до 480 часов;
-исправительные работы до 2 лет;
-принудительные работы либо лишение свободы до 4 лет со штрафом до миллиона рублей.

13. О требованиях к сдаче жилья.
Федеральным законом от 23.03.2024 № 55-ФЗ в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации с 03.04.2024 внесены изменения, согласно которым предусмотрено право собственника жилого помещения предоставить его гражданину на основании договора найма, в том числе краткосрочного найма, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании, при условии обеспечения соблюдения:
прав и законных интересов соседей,
правил пользования жилыми помещениями,
правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,
требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,
требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, включая предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, если такое предоставление жилого помещения нарушает жилищные права граждан, проживающих в многоквартирном доме, в котором оно расположено, граждане вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

14. О выборочном контроле алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2024 № 240 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
В новой редакции предусмотрено, что в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проводится выборочный контроль алкогольной продукции определенного наименования отдельного (конкретного) производителя или импортера, реализуемой организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими ее розничную продажу, в целях подтверждения соответствия такой продукции обязательным требованиям и направления такой алкогольной продукции на экспертизу.
При этом допускается проведение в течение календарного месяца не более 10 контрольных (надзорных) мероприятий в виде выборочного контроля без согласования с органами прокуратуры.
Также организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, соответствующей критерию (критериям) определения наименования алкогольной продукции отдельного (конкретного) производителя или импортера, и их торговые объекты, по месту нахождения которых проводится выборочный контроль, определяются согласно данным единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции исходя из наличия в указанных торговых объектах 5 и более образцов алкогольной продукции, необходимых для отбора и направления на экспертизу.
В случае если по итогам экспертизы продукции, проведенной в соответствии с настоящим пунктом, установлено несоответствие указанной продукции обязательным требованиям, оценка соблюдения которых отнесена к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в отношении контролируемых лиц, осуществивших производство и (или) оборот (в том числе импорт), за исключением розничной продажи, проводится внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие с взаимодействием с контролируемым лицом по согласованию с органом прокуратуры по месту нахождения объектов контроля.
Новшество вступило в силу 09.03.2024.

15. О возможности регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории с использованием единой биометрической системы.
В Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 341 внесены изменения.
Начиная с 30 марта 2024 года, предусмотрена возможность регистрации гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении на основании сведений, полученных с использованием единой биометрической системы. Эта возможность распространена и на несовершеннолетних.
Наряду с этим, заселение как и ранее, осуществляется при условии предъявления потребителем документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, паспорта гражданина Российской Федерации; свидетельства о рождении – для лица, не достигшего 14-летнего возраста; временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации; паспорта иностранного гражданина либо иного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства и др.

16.Уточнен порядок регистрации в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2024 № 275 внесены уточнения в порядок регистрации в центрах занятости населения граждан в целях поиска подходящей работы, в том числе безработных. Изменен порядок подачи заявления, его отзыва гражданином. Так, в случае внесения изменений в заявление и резюме до дня принятия заявления центром занятости населения гражданин, обратившийся в центр занятости населения, может отозвать заявление с использованием единой цифровой платформы, или единого портала (при направлении заявления через единый портал), или регионального портала (при направлении заявления через региональный портал) и направить новое заявление в электронной форме в порядке, предусмотренном Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909.
Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях:
признание гражданина занятым в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»;
длительное (более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой зарегистрированный гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения) отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал;
осуждение зарегистрированного гражданина к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;
отказ зарегистрированного гражданина от содействия, которое центр занятости населения оказывает в поиске подходящей работы, в случаях отзыва зарегистрированным гражданином заявления с использованием единой цифровой платформы, или единого портала (при направлении заявления через единый портал), или регионального портала (при направлении заявления через региональный портал). Отзыв зарегистрированным гражданином, не претендующим на признание себя безработным заявления в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 10 Правил, не является отказом от содействия, которое центр занятости населения оказывает в поиске подходящей работы;
смерть зарегистрированного гражданина и др.
Изменения вступили в силу с 15 марта 2024 года.

17. Ответственность за размещение противоправной и недостоверной информации.
В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения террористических и экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, содержащих нецензурную брань, а также пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения.
Статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. К нарушениям административного законодательства отнесены:
-использование технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье;
-распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
-распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, включая фото- и видеоматериалы, а также его данные, позволяющие прямо или косвенно установить личность несовершеннолетнего;
-распространение сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконному изготовлению или переделке оружия, изготовлению боеприпасов и др.
Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, публичное осквернение символов воинской славы России; распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором; распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, общественной безопасности если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния также являются злоупотреблением свободой массовой информации.
Совершение указанных действий влечет за собой наложение административного штрафа. Максимальное наказание составит:
для граждан до 300 тысяч рублей в зависимости от вида нарушения;
для должностных лиц до 600 тысяч рублей;
для юридических лиц до 5 миллионов рублей.
Повторное совершение отдельных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа в повышенном размере. В этом случае наказание составит:
для граждан от 300 тысяч до 400 тысяч рублей;
для должностных лиц от 600 тысяч до 900 тысяч рублей;
для юридических лиц от 5 миллионов до 10 миллионов рублей.
Также помимо административного штрафа предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения.

18. Российская Федерация и Республика Беларусь договорились обмениваться информацией о нарушителях на дорогах.
Федеральным законом от 02.11.2023 № 511-ФЗ ратифицировано соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Благодаря этому страны смогут обмениваться информацией о нарушителях правил дорожного движения по электронным каналам связи.
Действие соглашения распространяется в том числе на нарушения, зафиксированные с помощью дорожных камер. Средства от уплаты штрафа поступят в бюджет того государства, на территории которого он выписан, а сумма штрафа пересчитана в национальной валюте по курсу Центрального банка страны, на территории которой исполняется решение по делу об административном правонарушении.
Реализация соглашения будет способствовать повышению уровня безопасности на дорогах обоих государств и обеспечит неотвратимость наказания граждан России и Белоруссии за нарушение правил дорожного движения.
Стороны также обязуются в пределах своей компетенции обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов всех участников дорожного движения независимо от их гражданства, места жительства и места регистрации транспортных средств.

19. Об освобождении от уголовной ответственности в связи с прохождением военной службы.
Федеральным законом от 23.03.2024 № 64-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которыми предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а также в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время.
Согласно статье 78.1 УК РФ лицо, совершившее преступление, за исключением тех, кто совершил преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также виновен в контрабанде и акте международного терроризма в указанные периоды или время, предварительное расследование в отношении которого приостановлено, освобождается от уголовной ответственности:
со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;
со дня увольнения с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья - в связи с признанием не годным к военной службе (за исключением проходящего военную службу по контракту и изъявившего желание ее продолжить); в связи с окончанием периода мобилизации, отменой военного положения и (или) истечением военного времени - для граждан, указанных в пункте 5.1 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в том числе имеющими судимость, отбывшими наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или погашена), заключивших контракт.
Статьей 80.2 УК РФ определены основания, согласно которым лицо, отбывающее наказание за совершение преступления, кроме указанных, призванное на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключившее в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы освобождается от наказания условно. Контроль за поведением такого лица осуществляется командованием воинской части (учреждения).
Кроме этого, Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен статьей 28.2, которой закреплен порядок прекращения уголовного преследования в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а равно в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 208 УПК РФ предварительное следствие приостанавливается на основании ходатайства командования воинской части (учреждения) в случае призыва подозреваемого или обвиняемого на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключение ими в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а также прохождение ими военной службы в указанные периоды или время.
Определен порядок взаимодействия командования воинских частей (учреждений) и следственных органов (органов дознания) по вопросам прекращения уголовного преследования и приостановления предварительного расследования.
Приводится перечень категорий лиц, на которые распространяется действие закона, в том числе в отношении подозреваемого, обвиняемого, лица, отбывающего наказание, имеющего непогашенную или неснятую судимость, а также лиц, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 года.
Вопросы, связанные с возмещением вреда, причиненного противоправными действиями, лицами, освобождаемыми от уголовной ответственности и наказания, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

20. Смягчены требования при трудоустройстве несовершеннолетних.
С 13.06.2023 в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы с письменного согласия одного из родителей (попечителя).
При этом получения письменного согласия органа опеки и попечительства не требуется. Ранее получение согласия органа опеки и попечительства для приема на работу лиц от 14 лет было обязательным.
Согласие органов опеки или иного законного представителя требуется при трудоустройстве детей, у которых нет родителей, либо они остались без попечения последних.

21. Об изменениях административной ответственности за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые начнут действовать с 17.04.2024.
В частности статья 9.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за отказ в допуске в порядке и случаях, установленных законодательством, представителя специализированной организации для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) либо для приостановления подачи газа. Нарушение данной нормы повлечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Также усилена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования или договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным.
Выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо работ по техническому диагностированию газопроводов, входящих в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, организацией, не отвечающей требованиям законодательства о газоснабжении, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

22. Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В связи с началом пожароопасного сезона напоминаем об административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, установленной ст. 8.32 КоАП РФ.
Так, нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц - от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц - от 100 до 400 тыс. рублей.
За выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, предусмотрен штраф на граждан в размере от 30 до 40 тыс. рублей, на должностных лиц - от 40 до 60 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. рублей.
Если указанные выше действия будут совершены в лесопарковом зеленом поясе, то штраф для граждан составит от 40 до 50 тыс. рублей, на должностных лиц – от 50 до 80 тыс. рублей, на юридических лиц - от 500 тыс. руб. до 1 млн рублей.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 40 до 50 тыс. рублей, на должностных лиц - от 60 до 90 тыс. рублей, на юридических лиц - от 600 тыс. руб. до 1 млн рублей.
Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 50 до 60 тыс. рублей, на должностных лиц от 100 до 110 тыс. рублей, на юридических лиц - от 1 до 2 млн рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.32 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

23. Ответственность несовершеннолетних за употребление наркотических средств.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» потребление наркотиков и психотропных веществ запрещено на всей территории Российской Федерации.
За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством Российской Федерации предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 6.9 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также по ст. 20.20 КоАП РФ за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.
По указанным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть привлечены несовершеннолетние лица, которые достигли 16-ти летнего возраста.
В случае, если потребителем является лицо, не достигшее 16 лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ.
Согласно ст. 20.22 КоАП РФ, нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.
Лицо, которое добровольно обратилось в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.
Лицо, которое в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ (действие данной нормы распространяется на административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ).
Кроме того, склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 230 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «а» ч. 3 ст. 230 УК РФ, склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

24. С 1 июля 2024 года устанавливается уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными изменениями Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Так, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Если же это нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В случае смерти двух и более лиц - лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
При этом, под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней.

25. Ответственность несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) за участие в несанкционированных публичных мероприятиях.
Участие несовершеннолетних в массовых публичных мероприятиях, не согласованных с органами местного самоуправления, действующим российским законодательством рассматривается как правонарушение.
Порядок проведения публичных массовых мероприятий - митингов, собраний, шествий, установлен Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Этот закон запрещает несовершеннолетним выступать организаторами публичных мероприятий, в том числе политических.
Подростки, вовлеченные в несанкционированные митинги и акции, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления. Участие подростков в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков они могут быть травмированы и (или) получить вред здоровья различной степени тяжести.
Если несовершеннолетние нарушают правила проведения таких мероприятий, в том числе принимают участие в несанкционированных митингах или шествиях, допускают хулиганские действия, то они подлежат ответственности наравне с другими участниками мероприятия.
Призывы к участию в несанкционированных массовых акциях образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и могут повлечь наказание вплоть до административного ареста. Размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» призывов к массовым беспорядкам, а также участие в таких действиях, квалифицируются по статье 212 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В случае вовлечения в такую деятельность несовершеннолетних, указанные действия могут быть квалифицированы как преступления, предусмотренные статьями 150 и 151.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, на должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб., на юридических лиц от 250 тыс. до 500 тыс. руб.
Противоправные действия несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к административной и уголовной ответственности (с 16 лет), могут явиться основанием для привлечения к административной ответственности родителей и иных законных представителей по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).
С целью недопущения участия несовершеннолетних в подобных мероприятиях, родителям и иным законным представителями необходимо проводить беседы с детьми о недопустимости их участия в несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях, одновременно разъяснять, что участие граждан в митингах для отстаивания своей политической позиции и интересов, выражения своих требований относится к неотъемлемым конституционным правам россиян.
Согласно статье 31 Конституции, граждане наделены правом на мирные собрания без оружия, но митинги и шествия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц и должны проводиться в соответствии с законом.

26. Порядок временного отстранения от должности подозреваемых (обвиняемых) в преступлениях коррупционной направленности.
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к одной из мер процессуального принуждения отнесено временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности.
Учитывая, что данная мера ограничивает закрепленное статьей 37 Конституции Российской Федерации право свободно выбирать род деятельности и профессию, законом установлен судебный порядок ее применения.
Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности особенно актуально при расследовании уголовных дел коррупционной направленности, к которым относятся: злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ); получение взятки (статья 290 УК РФ); дача взятки (статья 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) и иные составы.
Отстранение от должности может быть применено как к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, так и к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях.
Рассматриваемая мера процессуального принуждения может быть применена при наличии оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, используя свое служебное положение, может воспрепятствовать производству по уголовному делу (воздействовать на свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, фальсифицировать или уничтожить доказательства).
Необходимость временного отстранения определяет следователь или дознаватель с учетом обстоятельств преступления, а также сведений о личности подозреваемого или обвиняемого.
Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности осуществляется на основании постановления суда, копия которого направляется по месту работы отстраняемого лица либо в вышестоящую организацию.
Данное постановление может быть обжаловано подозреваемым (обвиняемым), его защитником или прокурором в апелляционном порядке.
Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя (следователя) в случае отсутствия необходимости в применении этой меры.
На период временного отстранения от должности подозреваемому (обвиняемому) выплачивается ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

27. Последствия фиктивной регистрации граждан в жилом помещении.
В соответствии с Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация производится бесплатно.
По общему правилу гражданин, прибывший на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилом помещении, не являющимся его местом жительства, либо изменивший место жительства, обязан в установленные сроки обратиться с соответствующим заявлением о регистрации.
Регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении необязательно, если, например, жилое помещение, в котором зарегистрирован гражданин по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Фиктивной регистрацией по месту пребывания или по месту жительства является регистрация: на основании представления в органы регистрационного учета заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации; при отсутствии намерения пребывать (проживать) в этом помещении; при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для проживания лица.
Фиктивная регистрация влечет уголовную ответственность по статье 322.2 Уголовного кодекса РФ в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет; принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; лишения свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Лицо, совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало его раскрытию и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

28. Расширен перечень случаев медицинского вмешательства без согласия пациента или его законного представителя.
Федеральным законом от 25.12.2023 № 678-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» расширен перечень случаев медицинского вмешательства, которое допускается без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя пациента. Указанный перечень дополнился случаями оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации.
Решение о таком медицинском вмешательстве принимается медицинским работником выездной бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, и информация об этом вносится в медицинскую документацию пациента.
Таким образом, в настоящее время медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
- если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
- в случае оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, если медицинское вмешательство необходимо для устранения угрозы жизни человека и отсутствует выраженный до начала оказания медицинской помощи отказ гражданина (его законного представителя) от медицинского вмешательства;
- в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
- в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
- при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;
- при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

29. Осторожно! Телефонное мошенничество!
Несмотря на предупреждения правоохранительных органов и частые сообщения в СМИ о фактах телефонного мошенничества, жители города, независимо от возраста и социального положения, продолжают попадаться на уловки «телефонных мошенников». Значительный массив таких преступлений составляют хищения, совершаемые путем телефонных звонков под видом представителей финансово-кредитных учреждений и сотрудников правоохранительных органов.
Фактам противоправного безвозмездного изъятия денежных средств граждан зачастую предшествуют обстоятельства получения потерпевшими, введенными в заблуждение преступными действиями злоумышленников, кредитов в различных банковских учреждениях. При этом граждане получали заемные денежные средства как путем личного посещения финансово-кредитных учреждений, так и дистанционно, используя мобильные приложения банков. В результате граждане легко поддаются на их уловки и теряют практически все сбережения.
В большинстве случаев «телефонные мошенники» сообщают гражданам о попытках якобы незаконного оформления кредита и под предлогом отмены сомнительной операции выясняют реквизиты банковских карт либо убеждают перечислить денежные средства на указанные ими расчетные счета.
Прокуратура разъясняет, что указанные действия подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст.159 Уголовного Кодекса Российской Федерации – «Мошенничество».
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких: не следует сообщать звонившему кем бы он не представлялся персональные данные и коды, поступающие посредством CMC-сообщений, а также иные сведения личного характера. При поступлении такого телефонного звонка необходимо незамедлительно прекратить разговор.
Кроме этого необходимо иметь ввиду, что представители правоохранительных органов и банковские работники в ходе осуществления звонков по телефону не спрашивают персональные данные клиентов, номера банковских карт и сроки их действия, не просят установить программы на телефон, перевести деньги на другой счет или в другой банк. При этом, сотрудники банка не имеют технической возможности переключать звонок клиента на другие организации, сторонние банки, правоохранительные органы.
В случае совершения в отношении Вас или Ваших близких мошеннических действий следует незамедлительно обращаться в органы внутренних дел. По сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях указанной категории, поступившим в полицию, проводятся проверки в порядке ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Законность принятых процессуальных решений в обязательном порядке проверяется органами прокуратуры.
предыдущая новость
cледующая новость