Размер шрифта:
Цветовая схема:

Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Вопросы и ответы.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт Петербурга

 

Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами Вопросы и ответы.

С 1 января 2022 года система обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также – ТКО) в Санкт‑Петербурге начнет работу по новым правилам. Услуга по вывозу мусора из разряда жилищных перейдет в разряд коммунальных. Ответственным за организацию вывоза и правильное обращение с ТКО на каждом последующем этапе (обработка, обезвреживание, утилизация и размещение на специальных объектах) становится Региональный оператор по обращению с ТКО – юридическое лицо, обязанное заключить договор с каждым отходообразователем.

1. Каковы цели и задачи реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами?

●       контроль за перемещением твердых коммунальных отходов, прежде всего недопущение их поступления на несанкционированные свалки;

●       обеспечение прозрачности обращения с твердыми коммунальными отходами на всех этапах: складирование в местах накопления (контейнерные площадки), транспортирование, сбор, обработка, утилизация и размещение ТКО;

●       создание единых стандартов и повышение качества услуги по обращению ТКО;

●       создание условий для развития современной инфраструктуры по обращению с ТКО;

●       увеличение доли отходов, направляемых на утилизацию (переработку), т.е. возвращенных в экономику в качестве вторсырья.

2. Кто такой Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридическое лицо, обязанное обеспечить деятельность по осуществлению всего цикла обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение) на территории зоны деятельности в пределах субъекта Российской Федерации. Статус присваивается на основании конкурсного отбора на срок не более чем 10 лет.

Региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.1 «Основные понятия») и принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах установленного тарифа (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").

По результатам конкурсного отбора региональным оператором по обращению с ТКО в Санкт‑Петербурге признано Акционерное общество «Невский экологический оператор» https://spb-neo.ru, одним из акционеров которого является Правительство Санкт‑Петербурга.

2 сентября 2021 года Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт‑Петербурга и АО «Невский экологический оператор заключили соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на всей территории Санкт‑Петербурга.

В соответствии с условиями соглашения АО «Невский экологический оператор» должен начать работу не ранее, чем будут утверждены тарифы на его работу, но не позднее 01.01.2022 года.

Информация по АО «Невский экологический оператор»:

- почтовый адрес: Санкт‑Петербург, ул. Арсенальная д.1, к.2, лит. А, офис 113, БЦ «Арсенальный»;

- юридический адрес: 195009, Санкт‑Петербург, ул. Арсенальная, д. 1 к.2, литера А, помещение 1 Н-23 (часть);

- ИНН 7804678913; ОГРН 1217800002826;

- тел. офиса: 8(812)458-70-20;

- официальная электронная почта: office@spb-neo.ru;

3. Что такое твердые коммунальные отходы (ТКО)?

Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",ст.1 «Основные понятия»).

4. Что такое крупногабаритные отходы (КГО)?

Крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).

Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. №1447-ст, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.

Таким образом, крупногабаритные отходы, которые в том числе включают в себя отходы от текущего ремонта жилых помещений (например, отходы линолеума, плитки, стекла, куски обоев, плинтусы, обрезки гипсокартона, рамы, дверные коробки и др.), подлежат вывозу региональным оператором в рамках устанавливаемого единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, в том числе по заявкам потребителя (собственника ТКО), либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Пунктами 10, 11 Правил № 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором; складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, и на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

5. Как часто должны вывозиться твердые коммунальные отходы?

График вывоза твердых коммунальных отходов (включая КГО) регулируется:

СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

- Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с положениями указанных нормативных актов ТКО должны вывозиться в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

При этом вывоз крупногабаритных отходов должен осуществляться по мере их накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток.

6. Как правильно накапливать отходы?

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (при наличии такой затратной составляющей в тарифе).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

При этом вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, контейнерные площадки предназначены исключительно для накопления ТКО, то есть тех отходов, которые образуются в жилых помещениях физическими лицами в процессе потребления. Отходы других категорий должны накапливаться, вывозиться и утилизироваться отдельно (шины, строительный мусор, растительные отходы, и прочие, которые не относятся к ТКО).

Отходы, не входящие в состав ТКО, должны вывозиться по отдельному договору с регоператором или иной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Обязанность заключить такой договор возлагается непосредственно на отходообразователя. За нарушение данного правила КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

7. Кто должен заключить договор с РО? Каким образом и на каких условиях?

На основании п. 1 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, в зоне деятельности которого образуются такие отходы и находятся места (площадки) их накопления:

Прямые договоры с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах в случаях, установленных ч.2 и ч.9 ст. 157.2 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также собственниками жилых домом (части жилого дома) (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации);


Для заключения прямого договора с собственниками жилых помещений в МКД должны наступить следующие события, предусмотренные ч.2 и ч. 9 157.2 ЖК РФ:

- собственниками помещений в МКД выбрана непосредственная форма управления;

- общим собранием собственников помещений в МКД принято решение о переходе на прямые договоры с региональным оператором;

- форма управления МКД не выбрана;

- форма управления МКД выбрана, но не реализована;

- лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом не заключило договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении всего МКД;

- в случае расторжения договора, ранее заключенного региональным оператором с управляющими компаниями при наступлении оснований, предусмотренных законом (например, возникновение подтвержденной задолженности по оплате оказанных услуг в размере, установленном законом).


В случае если основания, предусмотренные ч.2 и ч.9 ст. 157.2 ЖК РФ, отсутствуют, то договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (Управляющие компании, ЖСК, ТСЖ, ЖК и т.п.);

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие образование ТКО в нежилых помещениях, зданиях, сооружениях, на земельных участках, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении нежилых помещений в МКД заключается непосредственно с региональным оператором (п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

8. В каком порядке заключаются договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, чем установлен порядок?

Порядок заключения договора предусмотрен ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и разделом I(1). «Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Порядок заключения договора:

В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу региональный оператор размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.spb-neo.ru) адресованное потребителям ПРЕДЛОЖЕНИЕ о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

В течение 15 рабочих дней со дня опубликования региональным оператором ПРЕДЛОЖЕНИЯ о заключении договора на оказание услуг по обращению ТКО и текста типового договора, потребитель должен обратиться к региональному оператору с заявкой на заключение договора и приложить документы, предусмотренные Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Форма заявки, прилагаемые к ней документы, порядок ее заполнения и перечень каналов для направления заявки на заключение письменного договора будут размещены на сайте регионального оператора (www.spb-neo.ru) к дате размещения предложения о заключении договора.

Региональный оператор рассматривает заявку потребителя и прилагаемые документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления по общему правилу.

В случае если несколькими потребителями подано более одной заявки в отношении одного и того же объекта недвижимости, рассмотрение заявки региональным оператором может быть приостановлено не более чем на 10 рабочих дней для получения информации из ЕГРН.

В случае предоставления потребителем неполного пакета документов или сведений, предусмотренных Правилами №1156, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителем направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости предоставить недостающие документы, рассмотрение заявки приостанавливается региональным оператором. У потребителя есть 15 рабочих дней со дня получения уведомления на предоставление недостающих документов или информации. Если в указанный срок документы не поданы потребителем региональным оператором, рассмотрение заявки прекращается и возвращается потребителю с указанием причин возврата.

В случае предоставления полного пакета документов региональный оператор не позднее 15 рабочих дней с даты поступления заявки, направляет потребителю 2 экземпляра проекта договора.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрены процедура разногласий по проекту договора и соответствующие сроки их формирования и рассмотрения.

Обращаем особое внимание!

Проект договора формируется на основании типового договора, приведенного в Правилах обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, и может быть дополнен иными, не противоречащими закону положениями по соглашению сторон.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Срок действия договора на оказание услуг по обращению с ТКО устанавливается договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

В случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с ТКО ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.


9. Куда мне обратиться для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО?

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица должны обратиться с заявкой на заключения договора в адрес регионального оператора по обращению с ТКО - АО «Невский экологический оператор»:

- по почте по адресу: 195009, г. Санкт‑Петербург, ул. Арсенальная д.1, к.2, лит. А, офис 113, БЦ «Арсенальный»;

- по адресу электронной почты office@spb-neo.ru;

- через форму обратной связи на сайте регионального оператора в сети Интернет www.spb-neo.ru;

- в Клиентском зале АО «Петербургская сбытовая компания», выступающим агентом регионального оператора по приему документов, расположенном по адресу: 195009, Санкт‑Петербург, ул. Михайлова, д.11.

Форма заявки для заключения договора и порядок заключения договора будут опубликованы на Интернет сайте регионального оператора www.spb-neo.ru.

10. А если я не подам заявку на заключение договора с региональным оператором обязан ли я буду оплачивать услуги регионального оператора?

В ситуации, если потребитель не обратился с заявкой в установленный законом срок – 15 рабочих дней с даты опубликования региональным оператором ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ТЕКСТА ТИПОВОГО ДОГОВОРА в средствах массовой информации и на сайте регионального оператора договор считается заключенным на условиях типового договора на 16 рабочий день после размещения региональным оператором ПРЕДЛОЖЕНИЯ (п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).

При этом до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Обязанность по оплате возникает у потребителя с даты начала оказания услуги региональным оператором.

11. Как будет определять объем (масса) ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО?

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года № 505, расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с нормативами накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с нормативами накопления ТКО.

Нормативы накопления установлены распоряжением Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга от 14.04.2017 № 30-р «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт‑Петербурга».

В ситуации наличия у потребителя (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) индивидуального места (площадки) накопления ТКО, контейнеров, и исключении возможности вмешательства в накопление ТКО третьих лиц, а также при условии указании в заключенном с региональным оператором договоре, может быть применен способ коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В целях организации учета необходимо руководствоваться перечнем отходов, относящихся к ТКО, и приведенных в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Также необходимо отметить, что региональный оператор вправе (но не обязан) заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов, отличных от твердых коммунальных.

12. Что такое «нормативы накопления отходов» и кто их устанавливает?

Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (за год). Стоит отметить, что нормативы накопления ТКО устанавливаются дифференцированно в отношении различных категорий (ИЖС, МКД, объекты общественной инфраструктуры).

Данный показатель формируется на основании проведения независимой организацией замеров в отношении каждой из категорий в течение каждого сезона года в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269.

13. Я полагаю, что я не образую ТКО, могут ли меня обязать вносить оплату за обращение с ТКО?

Каждое лицо (физическое или юридическое) образует в своей деятельности ТКО в силу характера ТКО и факта осуществления какой-либо деятельности. Следовательно, обязанность по заключению договора и обязанность по внесению платы за оказанную региональным оператором услугу возникает у потребителя. Кроме того, такая обязанность закреплена законом.

14. Как лицензируется деятельность регионального оператора по обращению с ТКО?

На основании пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Деятельность регионального оператора связана с организацией процесса по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории субъекта Российской Федерации, и лицензированию данная деятельность не подлежит.

15. Что делать если уже заключен договор на транспортировку отходов, можно ли не заключать договор с региональным оператором, а пользоваться услугами действующего перевозчика?

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает с момента начала оказания новой коммунальной услуги по обращению с ТКО региональным оператором (для Санкт‑Петербурга – это не позднее 01.01.2022).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, что предусмотрено п.4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

В соответствии с частью 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

16. С каким видами отходов работает региональный оператор?

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах установленного тарифа.


Региональный оператор в части обращения с ТКО работает по единому тарифу, который устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в Санкт‑Петербурге – Комитет по тарифам)!


17. Обязан ли региональный оператор вывозить строительные и иные отходы (не ТКО) в рамках утвержденного для него тарифа?

Строительный мусор (отходы от строительства и ремонта, капитального ремонта) не относится к ТКО.

У регионального оператора нет обязанности обеспечивать их вывоз при отсутствии отдельного договора (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.24.6). Данный вид отходов должен вывозиться по отдельному договору с региональным оператором или любой иной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Расходы на работу по вывозу такого вида отходов не покрываются тарифом регионального оператора. Цена по такому договору будет являться договорной.


Обращаем внимание!!!

Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), п. 14).


Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы, образующиеся при капитальном ремонте жилых помещений (лом строительного кирпича, лом гипсокартонных листов, силикатных кирпичей, камней, блоков, отходы мела в кусковой форме и пр.), относятся к отходам строительства и ремонта и не входят в группу «отходы коммунальные твердые».

Таким образом, отходы от капитального ремонта жилых помещений (работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора. Собственники указанных отходов самостоятельно и за счет собственных средств организовывают их вывоз.

18. Кто отвечает за ликвидацию несанкционированных свалок?

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. предусмотрен порядок ликвидации несанкционированных свалок ТКО.

В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.


Подробную информацию по всем интересующим вопросам можно получить по телефонам АО «Невский экологический оператор»:

-для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (нежилой фонд), управляющих компаний: 8(812)305-06-65 с понедельника по субботу с 08.00 до 20.30, в воскресенье с 10.00 до 17.00.

- для физических лиц (жилые помещения, индивидуальные жилые дома): 8(812)303-80-90 с понедельника по субботу с 08.00 до 20.30, в воскресенье с 10.00 до 17.00. (АО «Единый информационно - расчетный центр «Петроэлектросбыт» по поручению АО «Невский экологический оператор»).