Размер шрифта:
Цветовая схема:

Страницы прошлого

История заселения Горелово

Наш край имеет богатую историю. Земли на протяжении многих лет застраивались и обживались.

Издавна здесь проживали племена коренных жителей: ижора, водь, чудь. Славяне появились в VIII-IX веках. С XII века наш край являлся частью Новгородской земли. В прошлом территория называлась Водской пятиной*– по названию проживавшего здесь племени ВОДЬ. Водская пятина лежала между реками Волховы и Лугой. Входившая в нее древняя Ижора включала в себя земли по обоим берегам Невы, объединяла юго-западное Приладожье и побережье Финского залива от устья Невы до устья Нарвы. Население имело тесную связь с Великим Новгородом, Киевской Русью, а позднее – с Русским государством, образовавшимся вокруг Москвы. В Переписных (писцовых) книгах Водской пятины Великого Новгорода указаны названия селений, расположенных по долине реки Лиги. Соседние селения (погосты*) Лигово, Дудорово упоминаются в книгах в 1500г., а «Торики на Лиге» - за 1539год. Удобное географическое положение притягивало внимание северных соседей, прежде всего шведов. В конце XVI века Шведскому королевству удалось захватить Невские берега. Россия оказалась отрезанной от Балтийского моря – важнейшего для нее водного пути. Силы России были подорваны. Правительство искало мира.

*Пятина – единица административного деления Новгородского государства.
*Погосты – административно-церковные округа, включали в себя несколько деревень под общим управлением и одного церковного прихода.

В деревне Столбово около г. Тихвина 27 февраля 1617 года был подписан Столбовский договор, по которому ижорские земли отошли к Швеции.

Шведы владели Ижорскими землями около 90 лет. Тяжелые повинности, национальный и религиозный гнет вынуждали русских покидать родные края, перебираться в глубь России. С целью заселения опустевшего края шведское правительство стало переселять в Ингерманландию, как при шведах называли Ижорскую землю, финских крестьян. Селение Дудорово стало называться Дудергоф, а Дудоровский погост заменили на Дудергофский («гоф» - двор). Владельцем его стал барон - бывший наставник шведского короля. Дудергофское баронство подчинялось в административном отношении нотебургскому губернатору. Переселенцы обосновались в русских поселениях и образовали отдельные хутора. Их потомки и поныне живут в Ленинградской области.

Но Россия не могла примириться с утратой своих земель по течению Невы и побережью Финского залива. В 1700 году Петр I начал со Швецией войну. В результате победы русского оружия в начале XVIII века Ижорские земли были освобождены и присоединены к России. В 1703 году основан город Санкт-Петербург. Указом Петра 1 от 18 декабря 1708 года древние русские земли, освобожденные от шведского владычества в ходе Северной войны, вошли в 1708 году в состав Ингерманландской губернии, которая с 1710 года стала именоваться Санкт-Петербургской губернией.

После освобождения побережья Финского залива Петр I переселяет в эти места из-под Москвы и Тулы русские семьи. Создаются новые поселения. Петр 1 сохраняет название мест, из которых были вывезены переселенцы. Исследовав территорию, в 1709 году в долине Дудергофки Петр 1 выбирает место для строительства бумажной мельницы. Новое селение назвали Красным /в память о Красных горах Подмосковья/. Село Красное Петр 1 подарил своей супруге – императрице Екатерине 1. Покрытые Густыми лесами земли эти прорезались извилистой родниковой речкой Дудергофкой да идущей вдоль нее дорогой.

Неизвестно при каких обстоятельствах возник лесной пожар. Образовалась выжженная местность – горелое место, и по этой причине возникло название ГОРЕЛОВО.

В 60-х годах XVIII века, когда Красное Село стало местом летних лагерей гвардейских войск, часть территории Горелово использовалась как артиллерийское учебное поле. На нём отрабатывали своё мастерство гвардейцы в лагерных сборах.

Постепенно из хуторов вдоль Нарвской дороги образуются три деревни, которые развивались за счет сближения русских и финских семей. Сосновка и Константиновка образовались позднее переселенцами из других районов России. Крестьяне Сосновки работали на барщине у помещика. Жители же Горелово и Константиновки были свободными и могли выбирать работу по желанию. Каждому совершеннолетнему мужчине, имевшему семью, выделялась десятина земли*. Большая часть населения занималась земледелием: выращивали рожь, овес, ячмень, овощи, картофель. В небольшом количестве содержали скот. Крестьяне снабжали Петербург продуктами питания, вывозили на продажу молоко, мясо, ранние ягоды, фрукты, овощи.

Пользовалась известностью гореловская картошка – скороспелая, продавалась на базарах с середины июня месяца. Небольшие крестьянские хозяйства находились в неблагоприятных условиях от недостатка удобрений. А много скота крестьяне держать не могли, так как у них не хватало выгонов и покосов. Другая, меньшая часть населения, работала на Красносельской бумажной фабрике, к строительству которой приступили в 1714 году по указу Петра I*.

В 1727 году Красносельская мануфактура стала по производству бумаги одной из ведущих в России. Здесь делали все сорта бумаги: от гербовой до технической. Больше половины продукции составляла писчая бумага. Рабочие ежедневно ходили пешком на фабрику и обратно. Уходили они с рассветом, а домой возвращались поздно вечером. Некоторые мужчины работали извозчиками, дворниками в главном городе Российской империи.

Местность между Горелово и Красным Селом в старые времена была сплошь покрыта лесом, где встречались дикие звери: волки, лисы, лоси, зайцы. Было много дичи: фазаны, тетерева, куропатки. В Дудергофке и Черной речке водились форель, щука, налим и разная мелкая рыба, раки. Иногда в этих лесах проходили царские охоты.

Граница между Горелово и Константиновкой проходила по Аннинскому шоссе; четкой границы между Горелово и Сосновкой не было. Все три деревни относились к Царкосельскому уезду. Несмотря на то, что деревни почти сливались, каждая из них отличалась индивидуальностью. Например, в обычае гореловских мужиков было надевать на праздники белые передники. Это считалось символом добропорядочности. Были среди гореловцев мастера по гончарному делу. Мужчины занимались рыбной ловлей, охотой.

Планы домов с тремя и четырмя окнами для деревенской застройки были утверждены Департаментом Уделов в 1840 году, а землемер и архитектор привязывали их к месту. Дома строились жителями «за свой счет, не беспокоя начальство» по плану, утвержденному 13 ноября 1830 года. По новому плану в деревне Гореловой было 20 дворов площадью в 2 десятигы, сады занимали 2000 кв. саженей, улицы и проулки – 1980 кв. саженей.

*Десятина – старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1.1 гектара.
*1714 год считается годом основания Красного Села. В последние годы в начале сентября проводится праздник – День рождения города. В 2014 году Красному Селу исполнится 300 лет.

План на устройство Константиновки был высочайше утвержден в 1833 году.

Исторические сведения,полученные в Российской Национальной библиотеке.

1. Семенцов С.В. «К вопросу об особенностях заселения территорий Приневья в конце XV – начале XVI вв.» – Петербург и Россия, Изд. «Петровский фонд», СПб, 1997 г. – с. 92-117.

Схема: Поселения конца XV – начала XVI вв. сохранившиеся до нашего времени или размещавшиеся на территории современного Санкт- Петербурга. с. 100-101.

В разделе IV указан «Веденской Дудоровской погост». Под № 28 «вопчая» деревня Торикино (современная Торики), под № 31 погостное село Дудоровское (современный поселок Можайский). В административном центре погоста , в погостском селе отмечена церковь «Веденье Пречистые».

Веденской Дудоровской погост до конца XV века находился в составе Новгородского уезда, в 1501 году по распоряжению Великого Князя Московского передан в состав Ореховского уезда.

Резкое увеличение доли «вопчих» деревень и сел отражает замену новгородского населения на московское с относительно крупными многодворовыми деревнями и селами.

2. Переписная окладная книга по Новугороду Водской пятины. Изд., Москва, Университетская типография, 1851 год.

Из содержания книги 7008 (1500) года

Указаны: перечень оброчных деревень и сел великого князя, деревень своеземцев (собсвенников) и деревень монастырских Введенском Дудоровском и других погостах Ореховского уезда Водской пятины, территорию которых впоследствии занял Санкт-Петербург. На Ореховом острове новгородцы основали крепость в 1323 году.

3. Рябинин Е.А. «Водская земля Великого Новгорода », СПб, - 2001 г.

Водская пятина – одна из пяти административно-территориальных единиц Новгородской земли, которые в свою очередь делились на уезды, погосты и волости.

4. «Очерки истории Красного Села и Дудергофа». Изд., Санкт-Петербург, 2007 год.

Письменные источники упоминают племена водь в 1069 году, ижору – в 1228 году.

В конце XVвека в Водской пятине преобладали мелкие деревни, часто в них насчитывалось 1 – 2 двора. Современная территория Красносельского района распологалась в границах Введенского-Дудоровского погоста Ореховского уезда Водской пятины. Название Введенского-Дудоровского погост получил от церкви «Введенье Пречистые», находившейся в его административном центре. В состав Введенского-Дудоровского погоста входило несколько деревень.

Село Саврово на Лиге имеет второе название Торикино. Этот топоним трижды встречается в Писцовой книге и его следует отождествлять с названием современного поселка Торики, расположенного в среднем течении реки Дудергофки. Эта река в прошлом называлась лигой. В писцовой книге 1500 года в Дудоровском погосте называют еще три реки: Стрельна, Витинка, Тервуяк на которой распологалась деревня Койрово.

По указу шведских властей в 17 веке вдоль древнейшей магистралинашего края – Нарвского тракта возникло несколько хуторов, заселенных финнами. Позднее на их месте образовалась деревня Константиновка, после пожара лестного массива местность рядом с Константиновкой назвали Горелое.

Есть еще одна версия объяснения топонима Горелово. В начале XVIII века при строительстве мостовых тогда нового города Санкт-Петербурга в районе современного Горелово заготавливали бревна для строительства городских мостовых. Здесь пылали костры, в которых сжигали оставшиеся после вырубки ветви деревьев.

Просвещение и культура

Большое внимание по тем временам уделяли просвещению молодежи. В центре Горелово располагалась церковно-приходская школа. Она основана в 1892 году по ходатайству протоирея Михаила Смирнова и учителя Павла Максимовича Попова. В строительство здания было вложено 1500руб. от Епархиального Братства, 400 руб. от Балтийской железной дороги, 100 руб. от крестьян. Вся обстановка куплена на средства благотворителя Т. Н. Крюкова. На содержание учителей казной выделялось 240руб., на отопление и прислугу расходовались местные средства в сумме 132руб.* По тем временам это были большие деньги.

Первоначально педагогический персонал состоял из одного законоучителя и учительницы. Заведующим школой был настоятель протоирей Иоанн Цветков. Обучалось в школе 55 человек обоего пола. Обучение было бесплатным. Со временем вместо старого прихода появилась гореловская церковь во имя СВ. Преподобного Серафима Саровского. Она была построена на средства Ямбургского купца И. И. Прохорова, освящена 3 июня 1906г.

Церковь деревянная, однопрестольная, иконостас тоже деревянный; стоимость ее около 10 000 руб. Она стояла недалеко от школы (церковно-приходской). Богослужения и требы в ней исполнял Красносельский притч. Согласно приходской ведомости на 1912г., церковь в деревне Горелово была приписана к Троицкой церкви в Красном Селе.

Старая деревянная церковь в Красном Селе, построенная императрицей Екатериной I в годы ее царствования (1725-1727), сгорела в 1732 году.

Историческое решение Анны Иоанновны вернуть столицу в Петербург способствовало появлению гвардейских лагерей в округе столицы. Возродились летние учения гвардейцев в окрестностях Красного Села. Усилилось значение Нарвской дороги (Ревельского тракта в Красном Селе). Стратегическое значение этой древней магистрали было самого высшего мирового уровня. Петр I, «прорубая окно в Европу», в первую очередь жаждал морского пути. Ревельский тракт был тоже окном, но континентальным. Построить на такой магистрали храм значило как бы освятить ее, желая доброго пути уезжающим и приветствуя приезжавших, заранее готовя их к великолепию новой столицы. Троицкая церковь находится в Красном Селе на пересечении Петербургской улицы (ныне пр.Ленина) и Царскосельской дороги. Ее история тесно связана с основанием и развитием придворного пригорода.

Анна Иоанновна повелела поставить путевой храм на столь важном месте, сама внесла большую сумму денег на строительство храма.

*По данным музея "Нарвская застава" на начало ХХ века цены на некоторые продукты и товары первой необходимости: булка французская – 5 коп., курица – 45 коп., молоко – 1/4 ведра – 25 коп., картофель за пуд – 30-75 коп., черника за фунт – 25-50 коп., свекла за 100 штук – 15-60 коп., огурцы свежие за 100 штук – 25-75 коп., огурцы соленые за 100 штук – 1-3 рубля, ботинки мужские – 2,60-6 рублей, ботинки женские – 3,80-7,20 рублей, пальто мужское – 10-75 рублей. В парикмахерских (в зависимости от разряда мастерской) самая низкая цена: бритьё – 5 копеек, стрижка – 10 копеек. Минимум в год зарплата была 400 рублей, в месяц 40 рублей.

Закладка фундамента каменной церкви осуществилась 16 августа 1733 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Церковь была построена всего за 2 года. Освещение церкви состоялось 20 июля 1735 года. Длина храма 35,7м, ширина 27м; высота колокольни 19,2м, шпиль над ней 9,9 м. Построенная в камне, церковь свидетельствовала, что укрепился и расширился за пределы столицы новый этап строительства: на века и с высочайшими художественными требованиями. Главный престол посвящен святой Троице. А это особый праздник для Петербурга, заложенного именно в Троицу. Петропавловскому собору надлежало быть Троицким, но первостроитель (Петр I) обратился к своим небесным покровителям.

В Х1Х веке храм был частично перестроен и расширен, но без изменения его прежнего вида по чертежам, утвержденным 26 августа 1854 года Николаем I. Перестройка Троицкой церкви по проекту Александра Ивановича Резанова оказалась выполненной на редкость удачно. Главный фасад серьезным переделкам не подвергался.

На колокольне высотой около 32м. находилось 10 колоколов, самый большой и самый старый из которых весом 2,68 тонны, был отлит еще в 1764 году.

Троицкая церковь при восстановлении напоминает обликом знаменитый петербургский Петропавловский собор. Эти два здания – современники. Закладка фундамента церкви прошла тогда, когда был освящен каменный Петропавловский Собор. Сходство Троицкой церкви с Петропавловским Собором было естественным и закономерным. Ведь канцелярия от строений поручила составить план храма Ивану Яковлевичу Бланку, который в то время участвовал в строительстве Петропавловского Собора. Это выглядит как непрерывная эстафета, принесенная сюда с Заячьего острова, из центра столицы. Храм должен считаться историческим уже потому, что был посещаем всеми императорами, начиная от Анны Иоанновны. В прекрасном Троицком храме проводились торжественные богослужения, достойные императора. Основной причиной было участие их в летних лагерях гвардии в Красном Селе.

Находясь на возвышенности, храм виден далеко. И как замечательно, что снова засиял шпиль над колокольней, что храм возрождается.

Красносельская Троицкая церковь оказывала большое влияние на религиозную жизнь населения. В приходе (по состоянию 1908 года) насчитывалось до 5500 человек обоего пола. В школах Красного Села, Горелово, Дудергофа и других населенных пунктов дети обучались бесплатно. Прихожане Красносельского прихода, благодаря большому количеству школ, были «все грамотные, за весьма редким исключением».

В 1938 году храм был закрыт. С 1995 года здание реставрируется, службы для прихожан ведутся. Троицкая церковь включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения. К 1998 году была полностью восстановлена колокольня.

В Горелово службы прекратились в период коллективизации, а здание сгорело в Отечественную войну. Сейчас на ее месте построен дом 119 по улице Коммунаров.

В 1898 году было построено новое двухэтажное здание для школы. Константиновская школа находилась на месте нынешних домов 68 и 70 по улице Коммунаров. В школе обучалось уже больше детей и работало несколько учителей. Учителя жили на втором этаже школы. В школах отметки выставлялись по четвертям в дневники, которые продавались за 15 копеек в любой писчебумажной лавке. Плата за учение составляла 60 рублей за год. Чтобы получить освобождение от платы, надо было хорошо учиться и иметь пятерку по поведению.

На пересечении Старой дороги с Аннинским шоссе было другое людное место. Здесь, среди плакучих берез у колодца с самой вкусной водой, стояла пекарня и булочная Никифорова. В ней в любое время можно было купить горячий хлеб, теплую булку и другие выпечные изделия. За пекарней, по Аннинскому шоссе среди старых деревьев, находился летний театр.

Театр располагался в помещении, оборудованном сценой и рядами для зрителей. В этом театре представления давали любительские театры из Петербурга и местная самодеятельность. Две березы и колодец, являющиеся ориентирами места расположения театра, можно увидеть и поныне.

Среди находок живописи можно указать на этюд И. Шишкина "Бревно. Деревня Константиновка близ Красного Села". Бывшая деревня Константиновка в настоящее время составляет южную часть Горелово. Из биографических источников И. Шишкина известно, что он совместно с Ф. Васильевым в 1868 г. работал в этих местах. Зарисовки красносельских лагерных биваков оставлены художником П. А. Федотовым.

В заречной части первоначально построек не было. Здесь располагались покосы и могучий сосновый бор, являвшийся частью, так называемого, Департаментского леса. Это был огромный лес из сосен и елей, некоторые из деревьев можно было обхватить пятью мужчинами. По рассказам, в этот лес приезжал со своей свитой на охоту Николай II. Во время Первой Мировой войны по лесу проложили железнодорожную ветку. Вдоль нее за короткий срок лес был вырублен и отправлен в Петроград. Из карьера, образовавшегося в конце Заречной улицы, песок вывозили на нужды петроградских заводов. Ветка шла от станции, пересекала шоссе в районе 10-го километра реку около существующего моста, далее шла к кладбищу и по территории института, где был другой карьер. В настоящее время большая часть Заречья занята под садоводства.

До войны 1914-1917 годов население 3х деревень составляло примерно 265 человек. В годы Гражданской войны на территории Горелово шли бои против армии Юденича. К концу октября 1919 года Красная Армия разгромила белых на ближних подступах к Петрограду. Во время Гражданской войны в деревнях разрушено пять домов.

После Гражданской войны деревни стали расти, население увеличилось. В 1933 году начинается строительство Городка. Горелово в это время интенсивно заселяется семьями из других районов страны.

Уменьшаются приусадебные участки, строятся дома, появляются новые улицы.

Особенно сильно поселок Горелово пострадал в годы Великой Отечественной войны. Здесь проходила линия фронта.

Большинство домов, уцелевших во время Отечественной войны, сразу же после освобождения Горелово от немцев, разбираются и отправляются в Ленинград на дрова. Два дома сохранились с довоенных времен: дом на Полевой улице и дом №81 на улице Коммунаров.

После войны почти все пустыри в деревнях и за рекой были застроены. В связи с заселением новых домов, население Горелово составляет примерно 12 тысяч человек.

Сейчас на территории Горелово располагаются 2 института: ВНИИТрансмаш и АО ВНИТИ. Построены школы, детсады; есть амбулатория, аптека, библиотека, почта, сбербанк.

Транспортные связи.

Старая Нарвская дорога (ныне улица Коммунаров) и Таллинское шоссе.*

Ее мы видим на самых первых картах местности. Она проложена в давние времена для освоения здешнего сурового края, обеспечивала связь с Великим Новгородом. По ней возили дань Великому Новгороду. Во времена шведского господства Старая дорога соединяла Выборг и Нарву.

По ней не раз проходили гвардейцы Петра I, проезжал и сам царь. На 28 версте этой дороги Петр I ожидал «Арапа Петра Великого», когда тот возвращался из Парижа.

Петр I уделял большое внимание Нарвской дороге, так как она связывала новую столицу России Санкт-Петербург с зарубежными странами. Для постройки города, для мощения улиц и дорог использовали привозные булыжные камни. За недовезенный камень стража на заставах взыскивала крупный денежный штраф. Налог действовал до 1776 года. В это время укрепили булыжником и подъездную Старую Нарвскую Дорогу.

Окрестности Красного Села со времен Петра I были местом маневров и лагерных сборов русских войск. Выбор места для лагерей был не случаен. Привлекли природные достоинства красносельских полей, пересеченная местность, чистая вода, издавна устроенная дорога. Место должно было стать царским, с обязательным участием царей, как военачальников.

*На территории Горелово его называют Красносельским

Мероприятия были парадными, показательными для иностранных наблюдателей и во славу православия. Без элитных гвардейских полков, не раз решавших судьбу государства, поддерживая ту или иную кандидатуру на трон, столица не могла существовать. Во времена правления Екатерины II военные лагеря у Красного Села продолжают развиваться, поэтому движение по дороге резко увеличилось. В маневрах участвовали великие русские полководцы.

По этой дороге под командованием 35-летнего полковника А.В. Суворова маршем проходил Суздальский полк, направляясь в июне 1765 года на Красносельские маневры, который в 60-ых гг. ХY111 располагался в Новой Ладоге. За короткий срок он совершил 160-верстный переход из Новой Ладоги в Красное Село. Во время маневров полк отличился в стрельбе, в приемах штыкового боя, в преодолении различных препятствий.

Эти сборы гвардейских частей особенно памятны. Они проводились с 15 по 30 июня 1765 года. В сборах участвовало свыше 30 тысяч солдат и офицеров. Именно во время этих сборов отмечался день третьей годовщины восшествия Екатерины 11 на престол. Это было 28 июня. Генералитет просил императрицу отпраздновать этот день в Красносельском лагере. За 40 часов на пустом пространстве соорудили из полотна особое здание для празднества. Императрица была встречена звуками труб и литавр. Бал продолжался до 12 часов ночи. После стрельбы из пушек в Красносельском лагере был произведен фейерверк. Затем был дан ужин на 365 персон. 29 июня в новом дворце, построенном для императрицы в Красном Селе, был устроен бал. 30 июня войска отмечали окончание маневров и лагерных сборов. « 1 июля императрица простилась с генералитетом и, объявив свое благословение всем начальникам, выехала в Петербург. В тот же день войска стали выступать из лагеря на свои зимние квартиры».

Так завершились первые лагерные сборы гвардейских частей в Красном Селе. Следующий раз военный лагерь был разбит после длительного перерыва. По указу Александра I с конца 1819 года началось строительство и благоустройство Красного Села как военной императорской резиденции, потому что «в окрестностях Санкт- Петербурга нет другого столь выгодного пространства для проведения учебных маневров». С 1823 года Красное Село становиться постоянным местом летнего сбора для учений и маневров гвардейского корпуса и прикомандированных к нему частей. В некоторые годы в маневрах участвовало до 120 тысяч солдат и офицеров. С 1832 года возобновились ежегодные выходы войск Петербургского гарнизона в Красносельские лагеря, привлекая к себе внимание всего мира. Здесь бывали главы многих государств, выдающиеся военачальники, деятели науки. В течении 7 лет Красное Село было своеобразной лабораторией военного искусства, полигоном для испытания военной техники.

В 1834-1835 годах во время службы в лейб-гвардии гусарском полку не раз проезжал здесь 20-летний М.Ю. Лермонтов. По приглашению Николая 1 этой же дорогой 9 августа 1834 года направлялся на военное поле для смотра парада гвардейских войск великий французский писатель Оноре де Бальзак. Северная часть Красного Села носит название «Скачки» - напоминание о существовавшем здесь в XIX веке военном ипподроме. Позднее присутствовал на маневрах Л. Н. Толстой. Скачки он описал в своем произведении «Анна Каренина».

Лагерные сборы проходили с июня по август ежегодно, а затем жизнь Красного Села резко затихала.

Пышных дворцов в Красном Селе не строили, так как эти места предназначались для воинского труда гвардейцев – элитной части русской армии, для деловых контактов. Последние военные сборы прошли в 1914 году. Затем началась первая мировая война – гвардейцы ушли на фронт.

На Старой дороге находился исторический центр поселка Горелово. Движение по дороге было большое. Летом грузы перевозили на подводах, зимой на дровнях (санях). Для обслуживания проезжающих на протяжении дороги были построены кабачки и постоялые дворы, в которых путники могли согреться и отдохнуть. Известность приобрели Красный кабачок в Автово, Соломенный у Привала и Горелый в деревне Горелово. Вероятно, он и явился началом формирования поселка.

Позднее, в 90-е годы XIX века, в связи с увеличением передвижений по этой дороге и с появлением автомобильного транспорта, в районе Горелово начали прокладывать новую Нарвскую трассу. Позже ее назвали Таллинским шоссе, а Старая дорога в настоящее время проходит по улице Коммунаров поселка Горелово.

Образовался и новый перекресток на пересечении Аннинской дороги и Нарвского шоссе. Здесь открыл свой магазин купец Никифоров. Кроме съестного в нем можно было купить и мануфактуру, москательные товары* керосин. При магазине имелся шинок**.

Другой продуктовый магазин того же Никифорова торговал на пересечении шоссе с улицей, идущей от вокзала. Здесь продавались только продукты. Ближе к Лигово, при въезде в Горелово, стояли подряд три постоялых двора: Цветкова, Титова, Налобина. При них находились чайные и трактиры. Последние являлись местом заключения всевозможных сделок.

Эти дороги видели отступающую и наступающую Красную Армию в годы Гражданской войны против армии Юденича и ожесточенные бои Великой Отечественной.

Строительство шоссе с асфальтовым покрытием было завершено лишь в 1947 году. Достраивали его военнопленные немцы.

Эта дорога является нитью, связывающей между собой населенные пункты современного Красносельского района: Лигово – Старо-Паново – Горелово – Торики – Скачки – Красное Село, а также всех их с Петербургом. Таллинское шоссе постоянно благоустраивается.

*(от персидского мошк – мускус) краски, клей, технические масла и другие химические товары как предмет торговли.
**небольшое питейное заведение, кабачок.

В 1845 году по высочайшему повелению и при личном участии императора Николая I, как военного инженера, было проложено Волхонское шоссе, связывающее царские резиденции: Царское Село со Стрельной и Петергофом. Новая дорога строилась по последнему слову тогдашней европейской науки. Дорога «убитая щебнем» кротчайшим прямым путем соединяла три резиденции. Далее она вливалась в перспективу такой же прямолинейной, построенной полвека назад Большой Петергофской дороги. Новую дорогу назвали модным французским словом «шоссе». Большую Петергофскую дорогу стали именовать Петербургским шоссе.

Новую, прямую как стрела, идущую с востока дорогу в императорский Петергоф, назвали Волхонским шоссе, в память о пути древних восточных библейских мудрецов – «волхвов», как в старину их называли на Руси. Прошли годы…

К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга провели тщательную реконструкцию Волхонского шоссе. Оно приобрело новое федеральное значение, так как связывает аэропорт Пулково с приморской резиденцией президента РФ в Константиновском дворце в Стрельне. И теперь опять кортежи доставляют со всего света современных советников по «дороге мудрецов» - Волхонскому шоссе в Стрельну.

В настоящее время действует еще одно шоссе – Аннинское, построенное в 40-е годы XX века на основе старой Аннинской дороги. Оно проходит через Горелово от ВНИИтрансмаша до центрального поселка ЗАО «Победа» – Аннино.

Как и во многих пригородных поселках, улицы Горелово и Константиновки назывались просто линиями. В Горелово было три линии.

В 1958 году линии получают новые, отвечающие эпохе названия. Старую дорогу переименовали в улицу Коммунаров.

В результате послевоенного развития и дробления участков появляются новые улицы, такие, как: Кирова, Мира, Социалистическая и другие. Поселки постепенно слились, началась застройка Заречья. Горелово приобрело современный вид.

Сейчас в Горелово насчитывается около 40 улиц и переулков общей протяженностью почти 50 км.

Железная дорога

В 1853-1857 гг. на свои средства крупнейший промышленник и меценат барон Александр Людвигович Штиглиц построил участок Балтийской железной дороги от Петербурга до Петергофа. В 1858-1859 гг. акционерное общество во главе с тем же бароном Штиглицем строит ветку на Красное Село.

Первый поезд по землям современного Красносельского района прошел 21 июля 1857 года. В тот день начала работать Балтийская железная дорога. Путь от Балтийского вокзала до станции Лигово поезда преодолевали за 15-17 минут. Далее поезда шли до Петергофа. В Лигово был построен красивый деревянный вокзал. В то время ближе к Петербургу никаких других остановок дачного поезда не было.

Балтийский Петергофский вокзал в Петербурге спроектирован архитектором А.И. Кракау и построен в 1857 году. Здание вокзала похоже на восточный вокзал в Париже; перед ним расположена привокзальная площадь. Черты вокзала в дальнейшем стали характерными особенностями многих зданий магистральных вокзалов в крупных городах.

В 1858-1859 гг. акционерное общество во главе с тем же бароном А.Л. Штиглицем строит ветку на Красное Село. От Лигово до Гатчины дорогу строили в два этапа. На первом этапе, в 1858-1859 годах, сооружена ветка на Красное Село, а несколько позже – до Гатчины. В 1860-1862 годах была построена дорога от Петергофа до Ораниенбаума.

Движение поездов по железной дороге Лигово – Красное Село было открыто 14 июня 1859 года. Поезда сначала ходили из Петербурга два раза в сутки, в дальнейшем стали ходить значительно чаще. Особенно Красносельская ветка железной дороги использовалась во время лагерных сборов в Красном Селе. Тогда сюда приезжал царь, военная и придворная знать столицы. Удобное железнодорожное сообщение способствовало строительству дач для состоятельных петербуржцев.

В районе поселка Горелово, для обеспечения строительных работ в Санкт-Петербурге, добывали песок и строевой лес, которые по узкоколейкам вывозились к железнодорожной ветке Лигово – Красное Село. Можно предположить, что именно этот факт способствовал созданию здесь железнодорожной станции Горелово, которая сначала называлась Горелово-Карьер. С обеих сторон Аннинского шоссе на месте карьеров образовались озера. Одно из них высохло и занято сейчас садоводством.

На следующей станции поезда останавливались только в дни скачек. Дальше поезд делал остановку в Красном Селе. Первое здание вокзала в Красном Селе было создано по проекту архитектора Н.Л.Бенуа.

Разрешение на возведение пассажирской станции против Гатчинского дворца последовало в августе 1872 года. К концу 1872 года работы были завершены. Появилась станция «Гатчина Балтийская». Петергофский вокзал в Петербурге стал именоваться Балтийским. Открыто безопасное движение - товарное с 15 ноября, пассажирское с 1 декабря. Но на всем участке движение пассажирских и товарных поездов от Красного Села до Гатчины было открыто 12 декабря 1880 года.

В то время на всех участках колея шла по узкой просеке в лесу. В период 1890-1910гг. лес начали вырубать, проложили новые дороги.

В конце ХIХ века в Горелово было 34 дома. После создания в 1897 г. полустанка все они снимались на лето дачниками; в окрестных деревнях дачное население чуть ли не утроилось. От Горелово до Пулковских высот простирался прекрасный сосновый лес – Койеровская удельная дача. Там текла в крутых берегах Черная речка – излюбленное место прогулок гореловских дачников.

В Горелово же тогда стояли бедные домишки. Сюда летом приезжали малоимущие дачники. "Места дачные, но не приглядные. Горелово с убогими домишками и скучающими людьми на платформе", – такое описание дают очевидцы того времени.

Хороший лес был далеко, а речушка Лиговка в этом месте не приспособлена для купания – очень извилистая и мелкая.

Для улучшения сообщения с 1932г. началась электрификация железной дороги. Работы велись по отдельным участкам. В первой половине 1935 года электрифицировали участок железной дороги Лигово – Красное Село. Вдоль насыпи поднялись опорные столбы, была натянута контактная сеть, реконструировано железнодорожное полотно. Строительство завершили досрочно.

31 декабря 1935г. с Балтийского вокзала на Красное Село ушел первый электропоезд, а к 1 августа 1937 года – на Гатчину.

Во время Великой Отечественной войны вся дорога была разрушена. С 3 июля 1941г. проводили демонтаж линии, а 28 августа движение прекратилось.

Первым начальником станции после войны был Панков Леонид Алексеевич. На Гореловской железной дороге он проработал 21 год, имел правительственные награды. Он рассказывал: "21 января 1944 года назначен начальником станции Горелово. Добрался пешком до станции, посмотрел и ахнул: стоят одни лишь стены, рельсы разобраны, шпал нет. Все хорошие бревна фашисты использовали для сооружения дотов и дзотов. Собрал людей, вернувшихся в родные места, начали восстанавливать здание станции,

укладывать пути, налаживать связь с городом. Грунт брали из озера у Городка и из речки Лиговки. 13 марта начали ходить поезда только из Ленинграда. Шли эшелоны с солдатами, с оружием, с медикаментами, с продовольствием. Сначала на станции работали военные, затем – штатские, в основном, девушки".

С 1947 года началось регулярное сообщение между Ленинградом и Гатчиной. В 1948 году было восстановлено здание вокзала. Обучали новые кадры стрелочников, дежурных. Вновь электрифицирована дорога. В последующие годы шла реконструкция железнодорожного полотна, усилено верхнее строение путей. Последние работы завершены в 1964 году. Очистка дороги от снега механизирована. Грузовое движение через станцию незначительно. В основном разгружают уголь, щебень, бензин.

В настоящее время работу железной дороги обслуживают специалисты с высшим и средним образованием. Штат станции Горелово составляет 10 человек. Электропоезда следуют согласно расписанию. Безопасность движения обеспечена. Еженедельно проводится проверка состояния путей, средств связи, автоматики. Постоянно поддерживается чистота станции, платформ.

Ветеран Горелово Прошина Мария Михайловна 36 лет проработала на железной дороге. После войны работала на станции по приему груза и багажа, потом кассиром и старшим приёмо-сдатчиком. Ее сыновья учились в нашей школе и в школе Городка.

Воспоминания старожилов

Ветеран Платонова А.К.

Анастасия Кирилловна проживала в Горелово с 1937 года. До июля 1941 года жила в военном городке, а после войны, с июня 1945 года, – в поселке Горелово. Ее муж, Платонов Василий Петрович, учился в летной школе, назначен был на должность авиатехника в Городок с начала постройки аэродрома. Вместе с Калачевым Василием Ивановичем обслуживал самолеты командиров полков Благовещенского и Неуструева.

Во время оккупации немцы стали угонять население на работы. Много народа уничтожили. Для устрашения людей на Старой дороге были установлены виселицы. Пострадало много семей. В это время организована партизанская группа сопротивления. По доносу предателя командира партизан расстреляли.

В военном Городке фашисты замаскировали свои дальнобойные орудия в подъездах первых этажей жилых домов. Нашим разведчикам не удавалось их обнаружить. А фашисты постоянно из этих орудий производили обстрелы Ленинграда. И вот лётчик Евтеев Михаил сумел определить местонахождение вражеских орудий. Но, когда возвращался назад, его самолет был сбит. Долго Михаил прятался в лесу. Спастись ему помог случай. Его заметил учитель из Горелово и, переодев его в штатскую одежду, вывел из леса. Был сентябрь, холод, а человек шел по дну Финского залива (вода скрывала его с головой), держа во рту трубку из камыша. С огромным трудом Евтееву удалось добраться до своих, пройдя по территории занятой врагом…. По паролю его проводили к командиру полка и он сообщил о случившемся.

Наши бомбардировщики уничтожили вражеские орудия, но дома в городке были все разбиты. Летчик-герой выжил во время войны, приезжал в Горелово, помог учителю построить дом. К сожалению, фамилию учителя Анастасия Кирилловна не помнит.

После войны из вернувшихся в Горелово активистов была создана партийная группа из 5 человек. Им дано задание: создать необходимые условия жизни для населения после оккупации.

В 1946-47 годах управление было в Урицке, исполком располагался в Красном Селе. Все подчинялись Урицку.

Принято решение о восстановлении в Горелово советской власти. В Урицке решение поддерживали. Был создан Старо-Пановский сельсовет. В центре Горелово сохранился клуб, а рядом с ним здание. Здесь и расположился сельсовет. Первым председателем Старо-Пановского сельсовета был Баскаков Сергей Федорович (довоенный житель Горелово), секретарем – Кулагина Мария. Они проработали два созыва. Были выполнены первые необходимые работы. Восстановили железную дорогу со шлагбаумами. Начали строить мосты через дорогу в Скачках и Лигово. На углу Аннинского шоссе за сельсоветом осталось старое здание (старый домик-сараюшка), принадлежавшее Федорову Виктору. Его немного отремонтировали, стали отоваривать карточки.

Медпункт, который находился при сажевом заводе у Волхонки, стал принимать население Горелово. Между Ториками и Песками было подсобное хозяйство военного городка. Выращивали овощи, картофель, содержали небольшое стадо коров, свинарник. Позднее Горелово отошло от Урицка, полностью находилось в подчинении Красносельского исполкома Ленинградской области. Большой вклад в развитие Горелово внес новый председатель сельсовета Ефименко Константантин Иванович. Он добился переименования сельского совета в поселковый. Были объединены более тесно деревни Константиновка, Горелово и Сосновка. Началось строительство жилого массива Кировского завода подъемно-транспортного оборудования и завода Севкабель. Ефименко добился, чтобы один дом был отдан для начальной школы с квартирой для учителя, второй дом – для амбулатории и поселкового совета, третий – для магазина. Строили постепенно, так как время было трудное, не хватало средств.

Позднее, в центре Горелово построили новые здания для поссовета, библиотеки и начальной школы. Почтовая корреспонденция доставлялась из Красного Села, пока не построили дом для почты. На месте клуба стоял старый сарай с земляным полом со скамейками. Сюда приезжала кинопередвижка. Собирались люди со всей округи, общались друг с другом. Молодежь под гармошку танцевала на улице, на площадке. Пели любимые песни. Возник вопрос о строительстве клуба. В 1952-53 гг. клуб был построен. Первым заведующим клуба был Кручилин Юрий, хороший организатор. Создали самодеятельность, с агитбригадами выезжали по области. Отмечали все советские праздники, проводили народные гулянья.

Построили каменное здание для столовой-буфета на углу Красносельского и Аннинского шоссе.

До 1956 года в Горелово жили с керосиновыми лампами. Приезжала специально по расписанию машина с керосином для продажи населению.

С 1956 по 1958 год началась электрификация поселка. Электроэнергию подключали по улицам. Начали с Социалистической. Заготавливали столбы сами жители на общественных началах. Были созданы мужские бригады. Бревна привозили из лесов Волосовского района. Помогали транспортом воинские части.

После электрификации заработал клуб, была создана своя киноточка. Построили хозяйственный, продуктовый, промтоварный магазины.

В декабре 1955 года Красносельский район Ленинградской области был упразднен. После реорганизации его территория, в том числе и Горелово, до 1973 года вошли в состав Ломоносовского района.

Последним председателем поселкового совета был Ермолаев Николай Григорьевич. Он работал до присоединения Горелово к Ленинграду. В апреле 1973 года образовался новый Красносельский район.

Большая работа по благоустройству Горелово проведена в 90е годы. Частный сектор поселка телефонизирован, продлен рейс автобуса №20 в Заречье до стадиона «Пингвин». Помог в этом депутат Законодательного собрания С-Петербурга Б.В.Гладких.

Анастасия Кирилловна активно участвовала в восстановлении советской власти в нашем крае. Она постоянно избиралась депутатом сельского, поселкового, районного и городского Совета депутатов трудящихся. Имеет правительственные награды. В годы войны (Финской и Великой Отечественной) работала в санитарном поезде, в военных госпиталях. Вышла на заслуженный пенсионный отдых с персональной пенсией местного значения. Ветеран труда союзного значения. Четверых детей вырастила, выучила эта замечательная русская женщина. Две дочери и два сына учились в школе военного городка, окончили высшие учебные заведения. Не могла спокойно смотреть на недостатки нашей жизни Анастасия Кирилловна. До последней минуты ее жизни шли к ней за советом люди.

Письмо Межовой В. И.

В газете «Красносел» № 75 была опубликована заметка «Он освобождал Красное Село». В ней рассказывалось о том, какая проводится поисковая работа в школе № 391.

И вот в школу пришло письмо-воспоминание от довоенного жителя Горелово – Межовой В. И. Через свою сестру Валентина Ильинична получила газету в городе Плавске Тульской области, где она сейчас проживает.

Очень трогательно описывает она довоенную жизнь в Горелово, начало войны, эвакуацию на Урал. Где бы ни жила потом В. И., она помнила о своей малой Родине. Вот несколько фраз из ее письма:

«Меня взволновало то, что ученики 391 школы поселка Горелово занимаются краеведческой работой. Очень часто и во сне, и наяву вот уже более 60 лет я вспоминаю гореловский уголок своего довоенного детства. Жили мы на 3-ей линии, которая идет вдоль речки Дудергофки. В детстве мы ее называли «Белая речка» и плавали в ней по дну руками. Два просторных двухэтажных деревянных дома входами смотрели друг на друга. Почти во всех квартирах обоих домов жили учителя и сотрудники Красносельского района.

До 1937 года в больших комнатах наших домов располагались классы. В одном из них преподавала мама, Межова Мария Ананьевна, а папа, Межов Илья Исаакович, в 1934 году был избран председателем Красносельского райисполкома, затем он работал Зав. РОНО, а в 1940 году стал директором одной из Лиговских школ и готовился к поступлению в аспирантуру.»

В. И. помнит ребят из соседних домов, с которыми играли среди берез, окаймляющих их дома. Но мирная жизнь кончилась 22 июня 1941 года. Дальше была эвакуация на Урал, отец ушел на фронт.

Письмо В. И. Межовой поместили в альбом «Память», а ей послали книгу «Великая история маленького поселка Горелово», созданную в школе к 60-летию Победы.

В ответ получили благодарственное письмо и фотографии.

Встреча с Глуховой В.А.

Очень интересная встреча произошла у меня 1 июля 2005 года с Глуховой /Олонен/ Валентиной Андреевной.

Родные ее по отцу проживали в Горелово с начала 19 века. Мать в 20-м году ХХ века приехала из Белоруссии устроить свою жизнь в Петрограде. Жила в Старо-Паново, было ей тогда 20 лет. Отец вернулся после окончания Гражданской войны домой в Горелово. Ему исполнилось 28 лет. По фотографиям видно, какие они красивые были. Молодые люди встретились, полюбили друг друга. Образовалась семья Олонен. Подрастали дети. В Горелово в те годы работала начальная школа, располагалась она на улице Коммунаров, на месте дома № 68, тогда 3-ей линии или Каменки, как ее называли местные жители. Валентина в 1930 году пошла в 1-ый класс. Вместе с ней учились ребята из соседних домов, деревень. Сохранилась фотография довоенного класса. На ней можно увидеть учительницу Ратнер Марию Александровну /ей было около 30 лет/.

В 5-ом классе училась в Ленинграде в 1-ой образцовой школе на Лермонтовском проспекте, а в 1936-1937 году поступила в 6-ой класс в построенную школу в военном городке.

Валентина Андреевна помнит, что в 7 и 8 классах русский язык и литературу вела у них Масленникова Антонина Павловна. Она же руководила художественной самодеятельностью в школе. В Городке в школе в 1939-1940 году было только 9 классов. На фотографии 9-го класса можно увидеть тех же ребят, что учились в младшем классе: Рогачеву Марию Николаевну, Олонен Валентину Андреевну, Ламбинсен Ирму Захаровну, Кривицкого Владимира, Туганова Евгения.

С ними учительница истории Вербицкая Вера Николаевна.

В то время в школе работала учителем биологии Короткевич Надежда Федоровна (была одновременно завучем школы).

Сведения получены на основе подписей на похвальных грамотах, которыми была награждена Олонен В. А. за 7-ой класс в 1937-38 уч. году и за 8-ой класс в 1938-39 уч. году.

10-й класс заканчивали в 1-ой школе Красного Села. С выпускного вечера возвращались поздно 21 июня 1941 года, на следующий день назначили встречу, но 22 июня началась война.

Юноши стали собираться на фронт. Немцы стремительно приближались к Ленинграду. Начались жертвы. Погиб у своего дома в Красном Селе от разрыва снаряда комсорг школы, выпускник 1941 года Тараканов Глеб. Наши войска не могли сдержать натиск врага.

13 сентября семья Олонен из 5 человек вынуждена была бежать ночью прямо из погреба (где они прятались от обстрелов), в чем были в Ленинград к тете мамы. Еле добрались до угла Лермонтовского проспекта и Садовой улицы. С ними был сын старшей сестры 2-х лет – Володя Воронин. После войны он учился в Гореловской школе, всегда был в активе, пользовался уважением ребят и учителей. Я хорошо помню его.

Жить в блокадном городе было очень трудно. Получали иждивенческие карточки по прописке. В марте 1942 года эвакуировались.

В 1945 году вернулись в Горелово. Глухова В.А. 18 лет работала в штабе батальона аэродромного обслуживания военного городка. С 1963 года работала в бухгалтерии Военно-медицинской академии. Вышла на пенсию. Общий ее стаж работы 54 года.

Связь времен

Удивительная встреча познакомила меня со старейшей женщиной Горелово – Анной Петровной Путиновой. Рассказ ее очень интересный. Оказывается, что их семья связана с историей заселения нашего края.

Их предки были вывезены из Подмосковья, из деревни Сосновка, по приказу Петра I для освоения новых земель вокруг Петербурга.

Вместе с ними переехали Красавины, Струговы, Хайловы. Поселились первые переселенцы вдоль дороги, которая проходила от Петербурга на юг (сейчас это ул. Коммунаров). Сначала было небольшое поселение. Назвали его Сосновка в память о Подмосковье и потому, что вокруг произрастали богатые сосновые леса. Население занималось земледелием, разводили скот, обслуживали дорогу. Шли годы… Анна Петровна помнит, как отец вернулся с Гражданской войны. Началась мирная жизнь. Перед Отечественной войной в Сосновке было 90 домов, деревня была богатой, люди жили хорошо. В 30-е годы был образован колхоз «Красная Сосновка».

Но мирную жизнь нарушил приход фашистов. При наступлении они все сожгли. Особенно враги зверствовали в сентябре, когда хотели захватить Ленинград. Именно Анна Петровна с другими оставшимися в живых женщинами рыли траншеи и закапывали погибших на поле боя. А было им тогда по 20-30 лет. Кое-как пережили зиму 1941?42 гг., а в марте немцы согнали всех жителей на работу в Сланцы, там работали всю войну. Освободили их партизаны.

Когда закончилась война, потянуло в родные края. Надо было строить все заново. В 1946 году работали и жили в совхозе «Победа». Потом построили свой дом на том же месте, где жили до войны, в Сосновке.

Анна Петровна рассказала, что в их доме в период боев помещался штаб полка Красной Армии, а когда немцы пришли – все уничтожили. Очень бедствовали…

После войны тоже было трудно. Стали восстанавливать колхозное хозяйство, постепенно разводить коров, свиней, овец. Создали скотный двор. В 50-60е годы Анна Петровна работала дояркой. Трудилась добросовестно. Фотография ее была на Доске Почета. В 1965 г. она вышла на пенсию, но продолжила работать техничкой в детском саду.

Данные сверены с архивом музея железнодорожного транспорта С-Петербурга.
Пыляев М. 1996г. стр.451
"Из жизни Петербурга 1890-1910 гг" Засосов, Пызин, Лениздат 1999 г.