Размер шрифта:
Цветовая схема:

Пасечник Артём Спиридонович

Старший политрук эскадри­льи. Родился 31 декабря 1913 года в селе Байдаковка ныне Онуфриевского района Кировоградской области в семье крестьянина. Ук­раинец. Окончил 7 классов.

Работал счетоводом в сель­совете. В Советской Армии в 1931-1933 гг. и с 1934 года. В 1937 году окончил Сталинград­скую военную авиационную школу летчиков. Участник советско-фин­ской войны 1939-1940 гг. Военком эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка (54-я легкая авиационная бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт). Герой­ски погиб 11 марта 1940 года.

В конце ноября 1939 года нача­лась война с Финляндией. Актив­ное участие в войне с белофинна­ми принял 44-й истребительный авиационный полк, находивший­ся в то время на аэродроме Роп-ши. Личный состав полка состоял из 4 эскадрилий. На вооружении полка были самолёты И-16, И-153. Командиром полка тогда был ка­питан A.M. Андреев, комиссаром полка СВ. Шалыганов. В первые дни войны полк перебазировали на аэродром в Лисий Нос. Перед командованием полка поставлена главная задача: охранять город Ленина. Несмотря на сложные погодные условия, лётный и тех­нический состав полка развернул активные боевые действия. В ту­маны, в снежные метели и пургу, при 35-45° мороза лётчики выпол­няли боевые задания, а механики и техники готовили самолёты.

11 марта 1940 г. эскадрилья ка­питана Ф.С. Приемова вылетела на штурмовку вражеских эшело­нов с боеприпасами. Но во время штурма его самолет был повреж­ден. Летчик совершает вынуж­денную посадку в тылу врага на лёд озера Пулкалус-Ярви. Увидев случившееся, лейтенант М.П. Тю­рин сажает свой самолет на это же озеро, чтобы спасти своего коман­дира. В это время другие самолёты под командованием А.С. Пасеч­ника прикрывают своих товари­щей. Но, к сожалению, лейте­нанту М.П. Тюрину и капитану Ф.С. Приёмову не удалось взле­теть из-за снежных сугробов.

Старший политрук А.С. Пасеч­ник пытался посадить свой само­лет, чтобы выручить товарищей, но командир эскадрильи с помо­щью сигналов не разрешил ему делать этого. Горючее прикрыва­ющих самолетов было на исходе, но они дали возможность товари­щам выйти на опушку леса. Фин­ские автоматчики, окружив наших летчиков, попытались взять их в плен. Но в неравном бою, оказав невероятное сопротивление, лет­чики погибли. До самого позднего вечера летчики полка штурмовали район, где был подбит Ф.С. При­емов. В бой летчиков водил ко­миссар эскадрильи, старший по­литрук А.С. Пасечник, взявший на себя командование эскадриль­ей. 11 марта, в одном из неравных боев самолет комиссара был сбит. Летчик в бессознательном состоя­нии попал в плен к белофиннам. Враги долго глумились над ним и, наконец, вырезав на груди звезду и прикрепив на шею деталь от само­лета, бросили комиссара А.С. Па­сечника в прорубь озера.

12 марта в 12 часов война с бе­лофиннами была окончена. По подписанному мирному догово­ру с Финляндией граница СССР была отодвинута севернее Выбор­га. 4-я эскадрилья 44 полка в это время базировалась на аэродро­ме Горелово. 13 марта на озеро Пулкалус-Ярви была направле­на поисковая группа. Тела лёт­чиков-героев А.С. Пасечника, Ф.С. Приемова, М.П. Тюрина были найдены на месте их гибе­ли и доставлены на самолёте на аэродром Горелово. Личный со­став 4-й эскадрильи был потрясён расправой белофиннов над наши­ми погибшими лётчиками. По­хоронили героев в авиагородке. В последний путь героев проводи­ли в 6 часов вечера под батарей­ный залп зенитных орудий.