Размер шрифта:
Цветовая схема:

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности от 14.05.2021 года

1.               Ответственность за воспрепятствование предпринимательской деятельности.

За воспрепятствование законной предпринимательской деятельности установлена уголовная ответственность ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, максимальное наказание по которой - 3 года лишения свободы. Законной является любая самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Уголовная ответственность может наступить за следующие действия.

1.               Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ЮЛ) либо уклонение от их регистрации, например, непринятие пакета документов, отказ внести ИП или ЮЛ в регистрационный реестр, невыдачу регистрационного свидетельства и другие действия. Отказ в регистрации является законным только в случае непредоставления необходимых для этого документов или предоставления их в ненадлежащий регистрирующий орган.

2.               Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности либо уклонение от его выдачи. По закону отказ возможен, если документы соискателя лицензии содержат недостоверную или искаженную информацию; принадлежащие ему лицензии или используемые объекты не соответствуют лицензионным требованиям и условиям, необходимым для ее осуществления.

3.               Ограничение прав и законных интересов ИП или ЮЛ, под которым понимается лишение их возможности в той или иной степени действовать в полном объеме своих прав и полномочий.

4.               Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность ИП или ЮЛ. К ответственности могут быть привлечены только должностные лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, корпорациях, компаниях, унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Заявление о фактах воспрепятствования законной предпринимательской деятельности следует подавать в отдел внутренних дел по месту совершения незаконных действий.

2.               Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее государственную поддержку в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан.

22 марта 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 362 от 13.03.2021, в соответствии с которым в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации будут предоставлены субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан.

Указанным постановлением утверждены Правила предоставления фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году субсидий из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан. Принятые правительством меры господдержки направлены для помощи тем, кто остался без работы из-за пандемии коронавируса.

Работодателю для получения субсидии необходимо соответствовать определенным требованиям, среди которых: должен быть зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 января 2021 года; не иметь задолженности по выплате заработной платы, налогов, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией; не находиться в процессе реорганизации, ликвидации и банкротства.

3.               Выплата неустойки участнику долевого строительства за нарушение срока сдачи дома.

Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нарушения застройщиком предусмотренного договором срока передачи объекта долевого строительства участник долевого строительства имеет право на получение неустойки (пени). В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.

В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства вследствие уклонения участника долевого строительства от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства застройщик освобождается от уплаты участнику долевого строительства неустойки (пени) при условии надлежащего исполнения застройщиком своих обязательств по такому договору.

Таким образом, в случае нарушения застройщиком предусмотренного договором срока передачи объекта долевого строительства, например, до конца апреля, право на неустойку у участника долевого строительства возникнет в мае.

Ответственность застройщика в виде неустойки за несвоевременную сдачу дома другому лицу, не являющемуся участником долевого строительства, не предусмотрена Федеральным законом от 30.12.2004 № 214- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

4.               Упрощены условия рефинансирования ипотеки, на погашение которой направлены средства маткапитала.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 603 внесены изменения в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007    №           862, которыми изменён порядок оформления права

собственности на жильё, купленное за счёт ипотечного кредита. С 28 апреля 2021 года семьи смогут оформлять квартиру на детей после полного погашения кредита, предоставленного банком, рефинансировавшим ипотеку.

Ранее в течение полугода с момента погашения ипотеки с помощью нового кредита заемщик обязан был оформить жилое помещение в общую собственность семьи владельца сертификата. В таком случае рефинансирующий банк получал в залог квартиру, собственниками которой в том числе являлись несовершеннолетние дети. Учитывая данные обстоятельства, зачастую банки отказывали в рефинансировании ипотеки с маткапиталом, а такие семьи лишены были возможности снизить процент ипотеки.

5.               Изменения федерального законодательства по вопросу регулирования правового статуса лица без гражданства.

С 24 августа 2021 года вступят в силу изменения федерального законодательства, урегулировавшие правовой статус лица без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность, и не может выехать из России в другое государство. В соответствии со ст. 5.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 № 22-ФЗ), таким лицам решено выдавать временное удостоверение личности на 10 лет. После истечения этого срока, а также в случае порчи или утраты документа, обнаружения в нем ошибок, при изменении сведений о лице удостоверение подлежит замене.

Для оформления временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо о его замене необходимо подать заявление в территориальный орган МВД России по вопросам в сфере миграции. Заявление подается после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления. Удостоверение аннулируют, если у лица появится зарубежное гражданство, а также при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, либо в случае, если указанное лицо имеет либо получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Кроме того, лицу без гражданства, имеющему временное удостоверение личности, может быть выдано разрешение на временное проживание без учета правительственной квоты. При аннулировании такого разрешения или вида на жительство лицу выдадут временное удостоверение личности. Получение временного удостоверения личности является основанием для отмены решений о депортации лица без гражданства, о не разрешении въезда в Российскую Федерацию и о нежелательности его пребывания (проживания) в России, а также для прекращения процедуры реадмиссии (согласия государства на прием обратно на свою территорию своих граждан, которые подлежат депортации из другого государства).

6.               Об уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве.

В соответствии с частью статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации посредничеством во взяточничестве является непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

За совершение посредничества во взяточничестве предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

Более тяжкие наказания предусмотрены за посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 291.1 УК РФ), за посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере (ч. 3 ст. 291.1 УК РФ), в особо крупном размере (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ), за обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ).Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей. Лицо, совершившее указанное преступление освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

7.               Как действовать, чтобы приспособить объект культурного наследия к современным условиям.

Любые работы по приспособлению объекта культурного наследия к современным условиям требуют предварительного согласования Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга.

До начала выполнения работ в Комитете следует получить задание на их проведение, представив документацию, установленную распоряжением Комитета от 22.03.2019 № 138-р.

Работы без согласования являются самоуправством, за что в зависимости от последствий может наступить как административная, так и уголовная ответственность.

Если Вы стали свидетелем самоуправных действий на объекте культурного наследия или имеете информацию о его бесхозяйном содержании, сообщите      об

этом в названный Комитет, районную администрацию, полицию, или в органы прокуратуры.

8.               Принят закон, сохраняющий опекунам инвалидов с детства, достигших совершеннолетия, повышение фиксированной выплаты к пенсии.

Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 18-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 18 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Новый закон предусматривает порядок сохранения ранее установленного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (достигших возраста 18 лет), при условии, что указанные лица не находятся на полном государственном обеспечении. Установление в этом случае факта нахождения таких инвалидов на иждивении родителей не требуется.

Повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

9.               Случаи, в которых работник имеет право продлить или перенести свой ежегодный оплачиваемый отпуск.

В соответствии со ст. 124 Трудового кодекса Российской Федерации, если работник заболел во время своего ежегодного оплачиваемого отпуска (основного или дополнительного), то отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок.

Ежегодный отпуск продлевается автоматически на все дни болезни, которые пришлись на период этого отпуска. Основанием для продления является листок нетрудоспособности, который в случае болезни в период ежегодного отпуска выдается в общем порядке.

Работнику для продления отпуска необходимо предупредить работодателя о своей болезни любым доступным способом, например, позвонив по телефону самому. Сделать это могут также родные или близкие работника.

При этом число календарных дней отпуска не меняется, а работодатель не должен пересчитывать выплаченные отпускные деньги. Работник может выйти на работу после окончания ежегодного отпуска и подать заявление о переносе его дней, которые не были использованы из-за болезни.

В заявлении работнику необходимо указать причину переноса отпуска (болезнь), а также даты, на которые он желает перенести оставшуюся часть отпуска. К заявлению необходимо приложить листок нетрудоспособности. Тогда отпуск может быть перенесен на другой срок. При переносе отпуска на другой срок работодатель должен повторно рассчитать отпускные за перенесенные дни отпуска.

10.             Что необходимо знать об ответственности за коррупцию в сфере бизнеса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Данное деяние (в зависимости от суммы вознаграждения) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

В целях обеспечения исполнения постановления о назначении наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется арест имущества и денежных средств юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о таком правонарушении (ст. 27.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение двух лет не вправе участвовать в закупках (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

За совершение коррупционных преступлений государством установлены суровые меры ответственности в виде крупных штрафов и лишения свободы на длительный срок - до 15 лет.

11.             Правила предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам, имеющим 3 и более детей.

Статьей 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации определена очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей.

Федеральным законом от 09.03.2021 № 34-ФЗ в указанную статью внесены изменения, согласно которым работникам, имеющим 3 и более детей в возрасте до 18 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время до достижения младшим из детей возраста 14 лет.

Таким образом, большее число многодетных работников могут оформить отпуск в любое время. Ранее льготой могли воспользоваться многодетные работники, только если все дети были младше 12 лет.

12.             Реализация права на отпуск при увольнении работника.

Согласно ст.127 Трудового кодекса Российской Федерации при

увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

13.             Положения трудового законодательства о работе в выходные и праздничные дни.

Согласно части 4 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, работавшему в выходной или нерабочий праздничный день, по его желанию может быть предоставлен другой день отдыха.В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Нормами действующего законодательства не установлен предельный срок, по истечении которого работник утрачивает право на использование дополнительных дней отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Воспользоваться указанными днями отдыха работник вправе в любое время пока работает у соответствующего работодателя.

Кроме того, отметим, что оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и исполнении (экспонировании) произведений может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

14.             О материальной ответственности работодателя за нарушение срока выплаты заработной платы.

Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлена материальная ответственность работодателя за задержку причитающихся работнику выплат. В случае нарушения работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении работодатель обязан выплатить работнику проценты (денежную компенсацию). Минимальный размер денежной компенсации составляет 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, то есть за период со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Размер денежной компенсации может быть увеличен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. За невыполнение указанных требований трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений).

15.             Можно ли штрафовать работников?

Денежный штраф как вид дисциплинарного взыскания трудовым законодательством РФ не предусмотрен.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарные взыскания, к которым относятся замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

При этом, к отдельным категориям работников могут быть применены также и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Работодатель не вправе применять к работнику иные дисциплинарные взыскания, чем предусмотренные на законодательном уровне, в том числе не вправе налагать денежные штрафы на работника.

При этом, необходимо отличать наложение штрафа от применения работодателем к работнику иных мер воздействия, которые могут применятся в виде, например, снижения или лишения выплачиваемой премию за нарушение работником трудовой дисциплины; взыскания (удержания) суммы причиненного работодателю ущерба, не превышающей среднего месячного заработка работника.

16.             Что нужно знать каждому при обращении с отходами.

По закону деятельность по обращению твердых коммунальных отходов должна осуществляться региональными операторами на основании договоров, заключенных с собственниками жилых домов.

Санкт-Петербургу для перехода к деятельности регионального оператора по обращению с отходами предоставлена отсрочка до 01.01.2022.

Сейчас, в силу возложенных законодательством обязанностей, сбором, накоплением и вывозом отходов от населения в городе продолжают заниматься управляющие организации по договору со специализированными транспортными предприятиями, имеющими лицензию.

Запрещено:

- накапливать отходы вне специально установленных контейнеров и бункеров;

- выбрасывать в контейнеры для обычных отходов отработанные ртутьсодержащие лампы, градусники, тонометры, батарейки, аккумуляторы, медицинские отходы (опасные отходы);

- сжигать любые отходы в установленных местах хранения;

- складировать в контейнерах горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед.

О нарушениях, допускаемых управляющими организациями при обращении с отходами, в т.ч. несвоевременном их вывозе, следует информировать Государственную жилищную инспекцию города и Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.

Для приема использованных батареек, ртутьсодержащих приборов, аккумуляторов, градусников в городе установлены специальные контейнеры. Сбор опасных отходов у населения также ведется передвижными мобильными пунктами приема - «экомобилями».

Адреса расположения контейнеров и график работы «экомобилей» размещены на официальном сайте Комитета по благоустройству города.

В случае обнаружения ртутных термометров, люминесцентных ламп и иных опасных отходов вне специально отведенных мест следует обращаться в городскую аварийную службу СПб ГУП «Экострой» на горячую круглосуточную линию по тел. 328-80-69.

Сброс отходов производства и потребления на почву, водосборные площади в недра, поверхностные и подземные водные объекты на территории Санкт-Петербурга запрещен.

Административная ответственность в виде штрафа установлена:

- за организацию несанкционированной свалки отходов (ст. 11.1 Закона города «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»);

- за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях»).

О фактах несанкционированного размещения отходов информируйте Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, администрацию района, органы полиции.

17.             За жестокое обращение с детьми предусмотрена уголовная ответственность.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с детьми, установлена уголовная ответственность (ст. 156 Уголовного кодекса РФ) и несут ее родители и лица, на которых возложены обязанности по воспитанию, в том числе педагоги и другие работники образовательной, медицинской организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, осуществляющей надзор за ними.

Под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается систематическое, осуществляемое в течение продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонении от выполнения этих обязанностей, не проявлении внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего, безразличное отношение к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении физического или психического насилия над ними, либо в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу, но и в применении недопустимых способов воспитания.

Максимальное наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

18.             С 16 апреля вступили в силу изменения в ст. 354.1 УК РФ (реабилитация нацизма).

Федеральным законом от 05.04.2021 № 59-ФЗ внесены изменения в статью 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Реабилитация нацизма). В перечень уголовных деяний, подпадающих под действие статьи 354.1 УК РФ, включены совершенные публично распространение заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны.

Кроме того, статья 354.1 УК РФ дополнена новыми квалифицирующими признаками, подразумевающими ужесточение наказания: совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; совершение деяния с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

19.             Ответственность за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений.

Ряд изменений внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 05.04.2021 № 84-ФЗ. Законодателем увеличены размеры штрафов по ст.10.4 КоАП РФ, а именно за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей. По ст.10.5 КоАП РФ - непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 3-х до 4-х тысяч рублей, на должностных лиц - от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

За незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.10.5.1 КоАП РФ) теперь предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 3-х до 4-х тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

20.             Привлекут ли несовершеннолетнего за «шутливый» звонок в полицию с сообщением о готовящемся взрыве в школе?

Статьей 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлен возраст, с которого наступает уголовная ответственность. По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет. Однако за ряд преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. К таким преступлениям, в том числе, относится заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Частью 1 статьи 207 УК РФ определена ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений.

За данное преступление предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет.

Деяние, совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры (под которыми понимаются, в том числе, организации систем образования) либо повлекшее причинение крупного ущерба, наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

21.             Уголовная ответственность за мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию.

Статьей 158.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за мелкое хищение чужого имущества, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, предусмотренное частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Согласно статье 7.27 КоАП РФ мелким хищением чужого имущества по части первой признается хищение имущества, стоимость которого не превышает 1 тыс. руб., совершенное путем кражи, мошенничества либо присвоения или растраты, по части второй - более 1 тыс. руб., но не более 2 тыс. 500 руб. за такие же преступления.

За совершение преступления, предусмотренного ст. 158.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена следующая уголовная ответственность: штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, обязательные работы на срок до 180 часов, исправительные работы на срок до 6 месяцев, ограничение свободы на срок до 1 года, принудительные работы на срок до 1 года, арест на срок до 2 месяцев, лишение свободы на срок до 1 года.

22.             Должны ли субъекты малого и среднего предпринимательства подтверждать свою принадлежность к таковым при участии в закупках госкомпаний?

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 субъекты МСП при участии в закупках госкомпаний и госкорпораций освобождены от указанной обязанности.

Данным документом предусмотрено, что подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) к субъектам МСП является наличие информации о них в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчик не вправе требовать от таких участников предоставления информации и документов, подтверждающих факт их принадлежности.

Также подтверждением применения физлицами, не являющимися ИП и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», такого налогового режима является наличие информации на официальном сайте ФНС России о применении ими такого режима. Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) представления информации и документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

23.             Внесены изменения в законодательство об образовании.

Вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Внесенными 24 марта 2021 года изменениями предусмотрено, в частности, что форма и (или) система оценки результатов вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации.

Кроме того, в том числе внесены поправки, регламентирующие особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств и дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.

24.             Определение порядка общения родителя, проживающего отдельно, и ребенка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. При этом надо учитывать, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет равные права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, можно заключить как в виде отдельного документа в простой письменной форме, так и в виде единого документа, оформленного нотариально, в котором будут прописаны как алиментные обязательства, так и порядок осуществления родительских прав.

25.             Пешеходы обязаны соблюдать Правила дорожного движения.

Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением

Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, обязывают пешеходов к передвижению по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Кроме того, в обязанности пешехода входит пересечение дороги по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

В случае отсутствия в зоне видимости перехода или перекрестка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Санкция ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

26.             О некоторых вопросах приёма в дошкольные образовательные учреждения.

Статьей 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.03.2021) предусмотрено, что прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования в образовательные организации осуществляется по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, с помощью информационных систем доступности дошкольного образования.

Для сбора сведений о доступности дошкольного образования в определенном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации порядке созданы соответствующие федеральная и региональные информационные системы.

Региональные системы содержат информацию о детях, нуждающихся в получении мест в детсадах, и об их родителях; о детсадах; о результатах рассмотрения заявлений о предоставлении детям мест в детсадах, о последовательности предоставления таких мест, об основаниях изменения указанной последовательности для каждого ребенка, о результатах направления и приема детей в детсады; об органах местного самоуправления в сфере образования, организующих предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Родителям предоставляется, в том числе через единый портал госуслуг или региональные порталы, информация о заявлении и статусах его обработки; последовательности предоставления места в государственном или муниципальном детском саду; о предоставлении места и о зачислении ребенка.

27.             Что делать, если неизвестно место проживания родителя, уклоняющегося от уплаты средств на содержание детей?

В силу положения ст. 278 Гражданского процессуального кодекса и ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскатели средств на содержание детей имеют право инициировать процедуру признания родителя-должника, уклоняющегося от их уплаты, местонахождения которого неизвестно, безвестно отсутствующим.

В случае признания указанного факта дети приобретают право на получение пенсии по потере кормильца.

Судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства по заявлению взыскателя либо своей инициативе обязан объявить исполнительный розыск должника и его имущества, при условии, что совершенные ранее иные исполнительные действия не позволили установить их местонахождение.

Если в течение 1 года со дня получения последних сведений о должнике его место нахождение не будет установлено, судебный пристав-исполнитель обязан проинформировать об этом взыскателя и разъяснить право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 42).

Найденное в ходе розыска имущество может быть направлено на погашение долга.

При этом решение суда об удовлетворении заявления взыскателя не освобождает должника от обязанности по уплате средств на содержание детей.

Решение суда и другие документы для оформления на детей пенсии по потере кормильца представляется в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту их жительства.

28.             Ужесточение административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения (Федеральный закон от 09.03.2021 № 36-ФЗ), которыми установлена ответственность за повторное нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого риска и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок и т.д. либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Подобные действия для виновного повлекут наложение административного штрафа. Для граждан его размер составит от трех тысяч до четырех тысяч рублей, должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток, юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Если нарушение требований пожарной безопасности повлечет возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, то деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, может быть приостановлена на срок до тридцати суток.

29.             Предусмотрена ли уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических веществ через Интернет?

Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ внесены изменения в статью 230 Уголовного кодекса РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, вступившие в силу с 07.03.2021 и направленные на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Как следует из пояснительной записки к закону, распространение информации о способах, методах незаконного изготовления, хранения,

переработки, производства, сбыта наркотиков, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, являются общественно опасными, поскольку охватывают                многомиллионную      аудиторию,

существенной частью которой являются несовершеннолетние, а также способствуют созданию устойчивого спроса на наркотики и ведут к расширению сбыта запрещенных веществ.

При этом технические возможности сети «Интернет», используемые для создания и распространения информации о наркотиках и склонения лиц к их потреблению, позволяют с минимальными затратами реализовать преступный замысел (анонимность, трансграничный характер, оперативность и быстрота распространения, охват широкой аудитории).

В этих целях злоумышленниками широко используются различные социальные сети, интернет-площадки популярных форумов, ресурсы крупных тематических сайтов, свободный доступ к которым имеет неограниченное число пользователей. Вместе с тем в действующем уголовном законодательстве отсутствует соответствующий квалифицирующий признак, предусматривающий склонение к потреблению наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

В этой связи, часть 2 статьи 230 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, дополнена таким квалифицирующим признаком, как склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершённое с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). За совершение указанного деяния устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.

Кроме того, названная статья дополнена частью четвёртой, устанавливающей повышенную ответственность за деяния, предусмотренные этой статьёй, если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших. В качестве наказания за совершение указанных деяний предусматривается лишение свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет.

30.             Внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Федеральным законом от 09.03.2021 № 39-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательный акты Российской Федерации.

Поправками в законодательство установлено, что информация о состоянии окружающей среды является общедоступной, доступ к ней не может быть ограничен, кроме случаев отнесения такой информации к государственной тайне.

Органы власти, местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией) или уполномоченные ими организации размещают ее на официальных сайтах в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем в форме открытых данных, содержащих сведения: о

состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв; о радиационной обстановке; о стационарных источниках, об уровне и(или) объеме и о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ; об обращении с отходами производства и потребления; о мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Правила размещения и обновления экологической информации утверждаются Правительством Российской Федерации.

Экологическая информация предоставляется на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Изменения вступили в силу 20.03.2021.

31.             Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными.

Так, ч. 1 ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, в том числе из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье предусмотрены следующие виды наказания: штраф в размере до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; обязательные работы на срок до 360 часов; исправительные работы на срок до одного года; ограничение свободы на срок до одного года; арест на срок до шести месяцев; лишение свободы на срок до трех лет.

Совершение вышеуказанного деяния с квалифицированными признаками, предусмотренными ч.2 ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно, группой лиц, в том числе по предварительному сговору, организованной группой, либо в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ или Интернете, а также если оно совершалось в отношении нескольких животных, наказывается: штрафом от 100 000 до 300 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного года до двух лет; исправительными работами до двух лет; принудительными работами до пяти лет; лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Если Вы стали свидетелем жестокого обращения с животными или увидели трансляцию в интернете сцен жестокости и насилия над животными, обратитесь в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. В случае, если полиция бездействует либо не принимает заявление, то следует обратиться в территориальные органы прокуратуры.

32.             Нововведения в административном законодательстве.

С 16.04.2021 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 83-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в статью 30.12 КоАП РФ - законодатель расширил круг лиц, обладающих правом на обжалование вступивших в законную силу решений по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

К числу таких лиц отнесен руководитель коллегиального органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и

вынесшего постановление по делу об административном правонарушении (например, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних).

33.             Как не стать жертвой мошенников при получении услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства?

Разъясняет начальник управления по надзору за уголовно¬-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры г. Москвы Роман Геннадьевич Шалимов

В столице участились случаи совершения мошенничеств путем обмана и злоупотребления доверием, в особенности льготной категории граждан (ветеранов, пенсионеров, инвалидов).

Мошенники используют различные схемы мошенничеств, предлагая широкий спектр товаров и услуг, на мнимо выгодных для граждан условиях.

Это могут быть и предложения об установке пластиковых окон напрямую от производителя, замене батарей, электро-водо счетчиков, газового оборудования, проведение ремонтных работ, продажа и ремонт бытовой, компьютерной техники и т.п.

Неизвестные лица осуществляют непосредственно поквартирный обход граждан, входят в доверие, как правило, их социально незащищенной категории, обещая низкие цены, значительные скидки, иные привилегии, не намереваясь на самом деле выполнять обозначенные условия, мошенническим путем завладевают денежными средствами.

При любых обстоятельствах необходимо оставаться бдительными, не принимать поспешных решений.

Чтобы обезопасить себя, своих близких и не оказаться жертвой мошенников ни в коем случае не следует передавать наличные денежные средства, а также осуществлять какие-либо банковские переводы незнакомым лицам, без выяснения их юридического статуса, заключения договоров об оказании услуг в офисах соответствующих компаний, за исполнением обязательств по которым вы сможете обратиться в судебном порядке.

34.             Уголовная ответственность за использование поддельного больничного листа.

Использование поддельного больничного листа влечет уголовную ответственность, если о нем заявлено в органы внутренних дел.

Частью 3 статьи 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков. Совершение указанных действий влечет за собой наказание в виде ограничения свободы, либо принудительных работ, либо лишения свободы на срок до 1 года.

35.             За незаконный технический осмотр предусмотрена уголовная ответственность.

Работа операторов технического осмотра транспортных средств без

аккредитации относится к незаконному предпринимательству (ст.171 УК РФ).

Если в результате нелегального техосмотра был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере, виновному лицу грозит штраф в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев.

36.             Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним.

Частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам.

Под алкогольной продукцией следует понимать пищевую продукцию, произведенную с использованием этилового спирта (или без такового) и (или) спиртосодержащую пищевую продукцию, с содержанием спирта более 0,5% объема готовой продукции.

К административной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним могут быть привлечены как продавцы, реализовавшие товар, так и руководители организаций.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа на физических лиц до 50 тысяч рублей, на должностных лиц -до 200 тысяч рублей, на юридических лиц -до 500 тысяч рублей.

Неоднократная продажа алкоголя (в период действия административного наказания) влечет за собой наступление уголовной ответственности по статье 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание за совершение данного деяния предусматривает исправительные работы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

37.             За продажу несовершеннолетнему табачной продукции предусмотрена административная ответственность.

Часть 3 ст. 14.53 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей; на должностных лиц - от 40 тыс. до 70 тыс. рублей; на юридических лиц - от 150 тыс. до 300 тыс. рублей.

38.             Об участии защитника в деле об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. 

Частью 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Согласно статье 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Указанной статьей также установлена возможность нотариального или иного удостоверения доверенности, выданной гражданином (часть 2); доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).

39.             Компетенция прокурора в рассмотрении обращений граждан.

Правоотношения по рассмотрению обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления, а также прокуратуры регламентированы Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращения подлежат рассмотрению тем органом, в компетенцию которого входит решение вопроса, поставленного гражданином.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Что это означает?

Например, не выплачивается зарплата.

Органом государственного контроля в данной сфере является Государственная трудовая инспекция Санкт-Петербурга, должностные лица которой по результатам рассмотрения обращения вправе выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений с указанием срока и решить вопрос о привлечении к административной ответственности, в случае отказа исполнить законное требование выдать решение о взыскании долга, которое имеет силу исполнительного листа.

Такое обращение при поступлении в прокуратуру подлежит пересылке для рассмотрения по существу в Гострудинспекцию.

Если же, несмотря на комплекс принятых Инспекцией мер, работодатель откажет в выплате долга, материалы проверки подлежат передаче в прокуратуру, обладающую в силу закона полномочием на обращение за судебной защитой трудовых прав граждан.

Критерий определения необходимости рассмотрения обращения прокурором - возможность устранения нарушения прав исключительно мерами прокурорского реагирования.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой  сообщите о ней!