Размер шрифта:
Цветовая схема:

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности от 14.12.2020 года

В России уменьшат плату за коммунальные услуги, предоставленные с перерывами или некачественно.

Федеральным законом от 27.10.2020 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований» внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающиеся платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований.

Так, с 7 ноября 2020 года изменение размера платы за коммунальные услуги будет осуществляться при их предоставлении не только с перерывами, превышающими установленную продолжительность, но и (или) в случае нарушения качества их представления.

Также исключена обязанность лиц, виновных в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Изменение размера платы за коммунальные услуги осуществляется организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, независимо от организационно-правовой формы.

 

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами каждому дано право на свободное ведение предпринимательской деятельности, свободу договора, недопустимости безосновательного вмешательства в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав.

В случаях совершения должностным лицом с использованием своего служебного положения незаконного ограничения самостоятельности либо незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, наступает уголовная ответственность, предусмотренная статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) — воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Способы совершения указанного преступления различны:

- неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации;

 - неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи;

- ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

- незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

В случае совершения аналогичных деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно с причинением крупного ущерба, превышающего 1 млн. 500 тыс. рублей предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 169 УК РФ, влекущая наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

 

Выплата алиментов на личный счет несовершеннолетнего ребенка в банке.

В соответствии с п.2 ст.60 Семейного кодекса Российской Федерации суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) должны расходоваться на содержание, воспитание и образование ребёнка.

Целью взыскиваемых на содержание детей алиментов является обеспечение максимально возможного сохранения ребёнку прежнего уровня его обеспечения и минимизации неблагоприятных последствий прекращения семейных отношений между его родителями. Взыскиваемые алименты должны быть достаточными для удовлетворения привычных потребностей ребёнка.

Названной статьей предусмотрена возможность вынесения судом по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты, решения о перечислении не более 50% подлежащих выплате сумм на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Обычно такие требования плательщика алиментов удовлетворяются судом в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по расходованию средств на содержание, воспитание и образование ребёнка с условием сохранения при таком способе исполнения решения суда уровня материального обеспечения ребёнка, достаточного для его полноценного развития (питание, образование, воспитание и т.д.).

 

Конфликт интересов.

В российском законодательстве понятие «конфликт интересов» впервые появилось в законах, посвящённых сфере предпринимательской деятельности. Применительно к гражданской службе термин «конфликт интересов» начал применяться гораздо позже.

Так, впервые о понятии «конфликт интересов» упомянуто в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.08.2001, затем в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В настоящее время понятие «конфликт интересов» закреплено в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

Так, конфликт интересов это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность служащего это ситуация, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, а также возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, имущества и имущественных прав для себя или членов своей семьи. Личная заинтересованность может возникнуть и в тех случаях, когда выгоду от принятого решения получают родственники служащего.

При исполнении должностных обязанностей служащий может оказаться в различных ситуациях, подпадающих под понятие «конфликт интересов», в связи с чем статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» на государственных и муниципальных служащих возлагается обязанность об уведомлении работодателя о возникшей ситуации.

Нарушение указанной нормы влечет его увольнение в связи с утратой доверия.

 

Может ли работник в случае задержки зарплаты отказаться от выхода на работу?

Согласно ч. 2 ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не извещение работодателя в письменной форме о приостановлении работы будет расценено как прогул без уважительной причины.

Не допускается приостановление работником работы:

- в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

- в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

- государственными служащими;

- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

- работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Также работник может обратиться в органы прокуратуры, суд или трудовую инспекцию с заявлением о нарушении его трудовых прав.

 

Новые правила перевозки на такси.

С 1 января 2021 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

У перевозчиков - такси появится обязанность хранить не меньше 6 месяцев сведения из журнала регистрации заказов. Его можно вести в бумажном или электронном виде.

До подачи такси пассажиру нужно сообщить, в частности, номер заказа, наименование перевозчика, размер платы, планируемое время прибытия.

Клиенту необходимо выдать чек, в том числе электронный.

Также изменится список информации для размещения на передней панели справа от водителя. Нужно будет указать не только наименование фрахтовщика, но и его адрес и телефоны, номер разрешения на таксистскую деятельность и орган, который выдал это разрешение.

Не потребуется размещать визитную карточку водителя с фото и сведения о контролирующем перевозки органе.

 

О малом бизнесе и федеральной государственной системе «Единый реестр проверок.

Критерии отнесения к малому бизнесу установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и связаны с количеством сотрудников и размером годовой выручки. Не более 15 сотрудников и до 120 млн. руб. в год - для микропредприятий и до 100 работников и до 800 млн. руб. в год - для малых предприятий.

С 2016 года на налоговую службу возложена обязанность по ведению Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр СМСП). Каждый заинтересованный субъект вправе узнать под какую категорию подпадает его бизнес на сайте ofd.nalog.ru.

С 7 ноября 2020 года Единый реестр СМСП будет обновляться ежемесячно. Указанное обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 27.10.2020 № 349-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» уточняющего порядок внесения сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр СМСП.

Теперь внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр СМСП будет осуществляться 10-го числа каждого месяца на основании сведений, имеющихся в распоряжении ФНС России по состоянию на 1-е число каждого месяца.

Исключаться из Единого реестра СМСП будут предприниматели, не предоставившие сведения в ФНС России, либо переставшие соответствовать критериям СМСП, 10 июля каждого года.

Таким образом, предприниматели, исключенные из Единого реестра СМСП в течение года по формальным основаниям, смогут восстановить свой статус, предоставив необходимые документы в ФНС России, не дожидаясь 10-го августа следующего года, как это было в соответствии с ранее действующим порядком формирования Единого реестра СМСП.

В случае, если предприниматель не нашел себя в Едином реестре СМСП он вправе обратиться в налоговую службу с целью урегулирования ситуации поскольку именно на данные указанного реестра органы контроля ориентируются при проведении проверок бизнеса.

Кстати, ознакомиться с планируемыми и (или) проведёнными контрольными мероприятиями (плановыми, внеплановыми проверками, контрольными закупками) в отношении бизнеса, а также органов государственной власти и местного самоуправления заинтересованные лица могут онлайн посредством Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» на сайте: proverki.gov.ru.

Указанный реестр содержит информацию о контрольных мероприятиях проводимых в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателях, органов государственной власти и местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

 

Почему в Санкт-Петербурге повсеместно со ссылкой на постановление Правительства города № 121 от 13.03.2020 нарушаются права граждан требованием носить маску и перчатки в магазинах и в транспорте, ведь права могут быть ограничены только законом?

Постановление принято в полном соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», наделяющим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности (ст. 11).

Действующей редакцией постановления Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» по 15.01.2021 граждане обязаны использовать маски и перчатки при посещении объектов торговли и бытового обслуживания, вокзалов, аэропорта, станций общественного транспорта, а также во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, на остановках общественного транспорта.

 Данная обязанность не распространяется на нахождение граждан в помещениях ЗАГС во время проведения торжественной регистрации брака, в помещениях фитнес-центров, плавательных бассейнов, аквапарков, иных организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, детских игровых комнатах, в банях, парикмахерских и салонах красоты исключительно при оказании услуг, получение которых с использованием средств индивидуальной защиты невозможно, а также в помещениях предприятий общественного питания.

Перевозчики обязаны не допускать нахождения пассажиров во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, без средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук.

Нарушение законно установленных запретов влечет административную ответственность, а также отказ в предоставлении услуги.

Берегите свое здоровье и здоровье окружающих!

 

Основания для включения предпринимателя в ежегодный план проведения плановых проверок.

 

В силу ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по общему правилу проводятся не чаще чем один раз в три года.

Для включения организации или индивидуального предпринимателя в ежегодный план проведения плановых проверок необходимо истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- окончания последней плановой проверки;

- начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления такого уведомления.

Иная периодичность проведения мероприятий по контролю установлена для организации плановых проверок лиц, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944, в социальной сфере.

Например, предприниматели, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами, подлежат плановым проверкам лицензирующего органа 1 раз в год.

Кроме того, иная периодичность проведения плановых проверок предусмотрена при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), перечисленных в ч. 4 ст. 1 названного закона, а также при организации проверок, в которых применяется риск ориентированный подход.

 

Основания отмены усыновления (удочерения).

Согласно ч.1 ст. 141 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Правом требовать отмены усыновления ребенка обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор.

Согласно ст. 143 Семейного кодекса Российской Федерации при отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка.

При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также, если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

В соответствии с ч.4 ст. 142 Семейного кодекса Российской Федерации суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка.

 

Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе.

Федеральным законом Российской Федерации от 08 декабря 2020 № 407-ФЗ (далее-Закон) внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях.

Так, закреплено определение понятия «дистанционная (удаленная) работа». Предусмотрено, в частности, что трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

Согласно ст. 312.3 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение техническими средствами и другими ресурсами работодателем или работа с использованием личного оборудования указывается в трудовом договоре. За использование личного оборудования может быть предусмотрена компенсация в размерах, установленных трудовым договором.

Законом установлено, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы.

 

Ответственность за кражу денежных средств с банковских карт.

Судебная практика сложилась таким образом, что хищение денежных средств с банковской карты квалифицируется как преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, как кража с банковского счета.

Кража с банковской карты (банковского счета) в отличие от обычной кражи имущества независимо от суммы похищенного является тяжким преступлением, а, следовательно, в соответствии с положениями ст.25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовные дела о таких преступлениях не подлежат прекращению в связи с примирением с потерпевшим, и в силу ст. 314 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства.

Для квалификации преступных действий по п. «г» ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации не имеет значения, каким образом похищены денежные средства – через банкомат, либо путем перевода денежных средств на другой банковский счет, либо путем совершения покупок через интернет, либо путем оплаты покупок в магазине.

Найденная на улице чужая банковская карта не является находкой, а является ключом к чужому банковскому счету, поэтому снятие денежных средств с найденной карты, либо оплата покупок с ее помощью образуют состав преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Ответственность за неуплату алиментов.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неуплату родителем без уважительных причин алиментов на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших 18 летнего возраста, в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства (ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В случае если должник по алиментам подвергается по данной статье к административной ответственности, то в дальнейшем продолжающаяся неуплата в соответствии с диспозицией ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит признаки уголовно-наказуемого преступления.

 

Ответственность за пропаганду наркотиков в сети Интернет.

Предложение наркотических средств и психотропных веществ в электронных или информационно-технологических сетях преследуется по уголовному закону.

Так, пункт «б» части 2 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в том числе совершенный с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). За данное преступление предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей.

Кроме того, за пропаганду и рекламу наркотиков, в том числе в электронных или информационно - технологических сетях, предусмотрена административная ответственность по статье 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица до 50 000 рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от 80 0000 до 100 0000 рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

Распространение информации о незаконном предложении наркотиков технически блокируется, электронные носители такой информации уничтожаются. Это прямо предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Порядок действий при отказе в приеме заявления о преступлении в отделе полиции.

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях определен Инструкцией МВД РФ № 736 от 29.08.2014.

С заявлением о преступлении в правоохранительные органы в настоящее время вправе обратиться граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные и иные лица.

Лицо, которое обращается с заявлением о преступлении, не обязано подавать (или направлять) данное заявление строго в орган, к компетенции которого относится расследование совершенного преступления, поскольку в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена передача таких заявлений в другие органы с соответствующей компетенцией.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России. Поступающие сообщения в обязательном порядке регистрируются в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Отказ в приеме информации о преступлении, в силу положений ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации недопустим.

В том случае, если Вам отказали в принятии заявления о преступлении, Вам надлежит не оставлять такое нарушение закона без реакции и обратиться с жалобой в вышестоящие органы либо в прокуратуру.

 

Порядок направления искового заявления о возмещении ущерба причиненного преступлением.

В результате совершения ряда преступлений имуществу граждан причиняется ущерб: имущество может быть похищено, повреждено или уничтожено. В любом из случаев с виновного лица подлежит взысканию причиненный им материальный ущерб. Таким образом, взыскивается стоимость утраченного или похищенного имущества, а кроме того и потраченные средства либо средства, которые предполагается потратить, на восстановление первоначального состояния поврежденного имущества.

В силу ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса РФ заявления о возмещении такого ущерба подаются следователю, которые затем приобщаются к уголовному делу и подлежат рассмотрению судом. При этом действующее законодательство также предусматривает возможность подачи потерпевшим искового заявления о компенсации материального ущерба и морального вреда, причиненного преступлением, после рассмотрения уголовного дела судом и вынесения приговора. В данном случае исковое заявление будет рассматриваться судом в рамках отдельного процесса.

Право на обращение с таким заявлением в суд имеет любое лицо, которому в результате преступления был причинен вред. Как правило, истцом по такому заявлению выступает лицо, являющееся по уголовному делу потерпевшим. От лица несовершеннолетних потерпевших действуют их законные представители – родители, опекуны. Прокурор также вправе обратиться с подобным исковым заявлением в суд, действуя в интересах государственных органов и организаций, имуществу которых был причинен ущерб в результате совершения преступления.

В случае подачи искового заявления до вынесения судом приговора по уголовному делу, заявление должно быть направлено в суд, рассматривающий дело.

В случае направления иска в суд в рамках отдельного гражданского производства необходимо руководствоваться общим правилом территориальной подсудности, предусмотренным ст. 28 Гражданско-процессуального кодекса РФ: исковое заявление должно быть направлено в суд по месту жительства ответчика.

 

Порядок оказания экстренной медицинской помощи ребенку в случае отказа его законного представителя от медицинского вмешательства.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ необходимым предварительным условием для оказания медицинской помощи является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Информированное согласие на медицинское вмешательство в отношении лица, не достигшего возраста, с которого пациент самостоятельно дает такое согласие, либо несовершеннолетнего, не способного по своему состоянию выразить согласие на медицинское вмешательство, дает один из родителей или иной законный представитель. Также указанным лицам предоставляется право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Вместе с тем, учитывая приоритет сохранения жизни и здоровья детей, защиты их законных интересов, законодатель наделил медицинские организации правом обратиться в суд для защиты интересов ребенка, если законные представители отказываются от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни.

Порядок производства по административным делам указанной категории установлен главой 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определение о принятии соответствующего административного искового заявления к производству выносится судом незамедлительно. Административное дело рассматривается в течение пяти дней, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме – в день поступления заявления.

Указанная категория дел рассматривается с участием законных представителей несовершеннолетнего, представителей медицинской организации, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

 

Права потерпевшего в уголовном процессе.

Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также организация, когда речь идет о вреде ее имуществу и деловой репутации.

Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи.

Основные процессуальные права потерпевшего:

- представлять доказательства по уголовному делу;

- давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, при этом пользоваться помощью переводчика бесплатно;

- заявлять ходатайства и отводы;

- иметь представителя;

- ходатайствовать о применении мер безопасности;

- знакомиться по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела;

- участвовать в судебном разбирательстве;

- поддерживать обвинение;

- знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать на них замечания;

- приносить жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и суда;

- обжаловать приговор и иное решение суда.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, а также расходов в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая сумму оплаты услуг представителя. По требованию потерпевшего моральный вред может быть возмещен в денежном выражении, размер которого определяется судом.

 

Реализация гражданами права на налоговый вычет на покупку лекарственных средств.

В соответствии с налоговым законодательством граждане вправе получить налоговый вычет на покупку лекарственных препаратов для медицинского применения, приобретаемых за свой счет. Сумма такого вычета ограничена суммой не более 120 000 рублей за год.

Для целей получения такого вычета гражданину необходимо подтвердить, что: - медицинские препараты назначены лечащим врачом (рецептурный бланк); - понесены расходы на приобретение лекарств (кассовый чек и др.)

В тех случаях, когда назначение лекарственных препаратов не оформляется на рецептурном бланке, вместо него в качестве подтверждения фактических расходов налогоплательщика на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения возможно использование сведений из медицинской документации пациента.

Начиная с 2019 года граждане вправе возместить понесенные затраты на любые лекарственные средства, назначенные врачом. Ранее такая возможность предоставлялась только в отношении медикаментов, включенных в перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201, в настоящее время указанное ограничение снято.

Гражданин также вправе возместить путем использования налогового вычета расходы на приобретение лекарственных средств для лечения супруги (супруга), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет. Для этого необходимо будет дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт родства (свидетельства о заключении брака, рождения и др.).

 

Совершение нотариальных действий удаленно.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 480-ФЗ внесены изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Документ дополнен статьей 44.3, регламентирующей совершение нотариальных действий удаленно.

Нотариус теперь сможет удаленно осуществить следующие услуги: свидетельствование верности перевода с одного языка на другой; передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг; принятие на хранение электронного документа; выдача выписки о залоге движимого имущества; депонирование движимых вещей, безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг; взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника; действия по обеспечению доказательств в виде осмотра информации, находящейся в сети Интернет; удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

Заявление о совершении нотариального действия можно будет направить в Федеральную нотариальную палату через: единый портал государственных и муниципальных услуг; личный кабинет единой информационной системы нотариата; веб-сервис единой информационной системы. Заявление, а также весь комплект документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Размер платы и реквизиты счета, способы оплаты, уведомление о ее поступлении направляются на адрес электронной почты, указанной в заявлении, а также через единый портал государственных и муниципальных услуг или сервисы единой информационной системы.

Нотариус не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения информации, подтверждающей оплату нотариального действия, направляет в электронной форме заявителю нотариальный документ, или мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия удаленно, или постановление об отложении совершения нотариального действия удаленно.

В течение десяти дней со дня вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия удаленно нотариус производит возврат суммы платежа.

Изменения вступают в силу 29 декабря 2020 года.

 

Сроки взыскания компенсации морального вреда по трудовым спорам.

Трудовым кодексом РФ (ст. 392) установлен общий 3-х месячный срок обращения в суд за восстановлением нарушенных трудовых прав по индивидуальным спорам, которой исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении.

Специальные сроки установлены для споров об увольнении - 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления ему в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы, а также о невыплате или неполной выплате заработной платы и других причитающихся выплат – 1 год со дня, установленного срока выплаты названных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В случаях, когда судом устанавливается факт нарушения трудовых прав при увольнении, по требованию работника может быть вынесено решение о взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда (ст. 394).

Поскольку трудовое законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного одновременного обращения в суд с требованиями о восстановлении нарушенных трудовых прав и взыскании компенсации морального вреда, то названная компенсация может быть взыскана и после того как вступившим в законную силу решением суда будет установлен факт нарушений.

При этом компенсация морального вреда как самостоятельный способ защиты гражданских прав не зависит от того, в какой сфере отношений причинен такой вред, в связи с чем к требованию о компенсации морального вреда, когда оно заявлено самостоятельно, установленные 392 статьей Трудового кодекса РФ сроки не применяются.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

В случае нарушения трудовых прав заинтересованные лица вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением, как о восстановлении нарушенных прав в судебном порядке, так и о взыскании компенсации морального вреда, причиненного данными нарушениями.

 

Субсидии и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

 Федеральным законодательством отдельным категориям граждан в установленном порядке предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЖКУ) в виде субсидий или компенсаций расходов на их выплату.

Такие меры социальной поддержки назначаются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ст. ст. 159, 160 Жилищного кодекса РФ).

Между тем, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Уполномоченный орган обязан установить причины ее возникновения и принять решение о приостановлении предоставления субсидий или компенсаций только в случае, если уважительные причины образования задолженности по оплате ЖКУ отсутствуют.

С 01.01.2021 субсидии и компенсации расходов на оплату ЖКУ не будут предоставляться гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем за три последних года.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. В случае нарушения прав граждан при предоставлении (приостановлении) мер социальной поддержки заинтересованные лица праве обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, а также самозанятые граждане при участии в процедурах закупок не обязаны представлять документы, подтверждающие их статус.

В соответствии с положениями вступившего в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1909 при осуществлении закупок, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства, подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства, так как такая информация находится в открытом доступе.

Такое же правило установлено для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», участвующих в закупках. Подтверждением налогового режима является наличие информации на официальном сайте Федеральной налоговой службы, о применении ими такого налогового режима.

 

Уголовная ответственность за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 70 Конституции описание и порядок официального использования Государственного флага РФ, Государственного герба РФ установлены Федеральными конституционными законами от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» и № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

 В силу положений вышеуказанных законов Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации, являются официальными государственными символами Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней синего и нижней красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой держава. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Официальное использование Государственного флага Российской Федерации, а также Государственного герба Российской Федерации осуществляется в случаях и порядке, которые установлены вышеназванными Федеральным конституционным законом.

Государственный флаг Российской Федерации, а также Государственный герб Российской Федерации являются символами государственности, поэтому надругательство над ними подрывает авторитет государственной власти, а значит, является общественно опасным деянием.

Согласно статьи 329 Уголовного кодекса РФ за надругательство над Государственным флагом Российской Федерации или над Государственным гербом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Объективная сторона преступления состоит в надругательстве над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ и характеризуется активными действиями, свидетельствующими о неуважительном отношении к ним. Это может быть нанесение циничных надписей или рисунков, срывание флага или герба, сжигание их и т.п.

Санкция статьи 329 УК РФ предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до 1 года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

 

Уголовная ответственность за оборот детской порнографии.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за оборот детской порнографии.

Установленное ст. 242.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации наказание от 2 до 15 лет в зависимости от квалификации предусмотрено за Изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов, или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Кроме того, в данной статье УК РФ есть также квалифицирующие признаки, увеличивающие срок наказания: совершение преступления в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста; совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; совершение преступления с извлечением дохода в крупном размере (сумма дохода, превышающая 50 000 рублей); совершение преступления с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая меть «Интернет»), наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

 

Уголовная ответственность за умышленное повреждение имущества.

Конституцией Российской Федерации гарантирована охрана права частной собственности.

За умышленное уничтожение или повреждение имущества установлена уголовная ответственность, максимальный размер которой – 2 года лишения свободы.

Предметом преступления является чужое движимое или недвижимое имущество, уничтожением или повреждением которого собственнику причинен ущерб в размере не менее 5 тыс. руб. Если ущерб менее названной суммы, за те же действия может наступить административная ответственность.

Уничтожение имущества означает приведение его в полную непригодность для дальнейшего использования по назначению.

Повреждение имущества означает причинение вреда, существенно снизившего его стоимость с сохранением возможности использования в таком виде.

При уничтожении имущества ущерб определяется его стоимостью, а при повреждении стоимостью ремонта с учетом возможного снижения цены.

Если уничтожено или повреждено бывшее в употреблении имущество, при оценке ущерба учитывается его амортизация.

Возмещению подлежат убытки в полном объеме.

За те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иные тяжкие последствия, максимальный размер уголовной ответственности – 5 лет лишения свободы.

О фактах умышленного уничтожения или повреждения имущества сообщайте в органы полиции.

 

Установлен мораторий на проведение в 2021 году плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 1969) установлен мораторий на проведение в 2021 году плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с указанными изменениями не позднее 15.12.2020.

Указанные ограничения не распространяются на плановые проверки лиц, деятельность и производственные объекты которых отнесены к 1, 2 классам опасности, опасных гидротехнических сооружений, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и другие в соответствии с пунктом 8 постановления № 1969.

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не подпадающих под запрет, в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Установлено также, что после 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вместо выездной плановой проверки может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита, о проведении которого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения.

В случае если проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», срок проведения проверки, дата начала которой наступает позже 30.06.2021, не может превышать 10 рабочих дней.

Постановление вступило в силу 30.11.2020.

 

Штраф за некачественно оказанные медицинские услуги.

К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Согласно положениям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований получателя услуг, установленных законом, суд взыскивает штраф в размере 50% от суммы, присужденной в его пользу с исполнителя за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13).

Однако, исходя из норм, закрепленных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», указанные положения Закона о защите прав потребителей применяются только к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг (п. 8 ст. 84).

Таким образом, заявляя к медицинской организации исковые требования о возмещении материального ущерба, связанного с причинением вреда здоровью некачественным оказанием медуслуг, а также компенсации морального вреда в связи с утратой близкого человека по той же причине, можно просить суд взыскать штраф, если услуги были оказаны вне рамок территориальной программы обязательного медицинского страхования на платной основе.

Основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя услуг добровольно удовлетворить его требования, предъявленные в письменном виде в досудебном порядке.