Размер шрифта:
Цветовая схема:

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности от 23.07.2021 года

Ужесточена ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.

Федеральным законом № 258-ФЗ от 1 июля 2021 года статья 264.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, изложена в новой редакции.

По части 1 ст.264.1 УК РФ к уголовной ответственности привлекаются лица, подвергнутые административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В случае управления автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 либо статьей 264.1 УК РФ, ответственность наступает по ч.2 ст.264.1 УК РФ.

Наказание за совершение преступления лицом, имеющим судимость, ужесточено. Увеличен размер наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ и лишения свободы. Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено на срок до 6 лет.

Федеральный закон вступил в силу 12 июля 2021 года.

Ужесточена ответственность за незаконные действия коллекторов при взыскании просроченной задолженности.

Федеральным законом от 11.06.2021 № 205-ФЗ внесены изменения в санкцию ч.1 ст. 14.57 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

Так, кредитные организации (банки-кредиторы и их представители) с 22.06.2021 года могут быть привлечены по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ за незаконные действия по возврату просроченной задолженности, с установленным размером штрафа для должностных лиц от 20000 до 200000 рублей (ранее - от 10000 до 100000 рублей). Для юридических лиц наказание в виде штрафа будет составлять от 50 000 до 500 000 рублей (ранее - от 20 000 до 200 000 рублей). Ранее указанная норма на них не распространялась.

Специальные составы, предусмотренные ч.5 ст. 15.26.1, ч.2 ст. 15.26.2 КоАП РФ (например: для МФО, ломбардов) отменены с меньшими штрафами за нарушения при возврате долгов, с установлением требований привлечения к ответственности по общей норме.

В соответствии с действующим законодательством Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, осуществляется Федеральной службой судебных приставов.

 

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который закрепляет новые систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий,  систематизирует правила организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Закон о госконтроле закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным).

Предусмотрены, в частности, такие новые формы мероприятий как:

- меры стимулирования добросовестности (в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные (надзорные) органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля. Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля);

- самообследование (в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований положением о виде контроля может предусматриваться самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование). В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов);

- профилактический визит (проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер).

Необходимо отметить, что несмотря на принятие Закона о госконтроле, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжит применяться в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора).

 

С 01.07.2021 вступили в силу новые положения Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».

Согласно новым положениям Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель), станет ежемесячным, а также появится пособие для одиноких родителей на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Обе категории выплат будут носить ежемесячный характер. Размер причитающейся выплаты для будущих матерей составит 50% величины прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации на дату обращения за выплатой. Ежемесячные выплаты будут выплачиваться с месяца постановки на учет или с месяца обращения за выплатой вплоть до рождения ребенка. Также выплаты полагаются и тем женщинам, у которых роды запланированы на первые числа месяца.

Правом на получение пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет сможет воспользоваться единственный родитель ребенка, в отношении которого действует судебное решение о назначении алиментов, при условии, что размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте проживания заявителя. При этом причиной отказа в получении выплаты не может служить получение от второго родителя алиментов.

Также правом на выплату могут воспользоваться опекуны детей-сирот, если такой ребенок не находится на полном гособеспечении. Пособие на ребенка устанавливается на год, для его продления законному представителю необходимо будет ежегодно подавать заявление. Ежемесячные выплаты будут ежегодно с 1 января индексироваться в соответствии с ростом прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Для одиноких родителей и опекунов, у которых двое и больше детей, предусмотрена возможность заполнения одного общего заявления на получение выплаты.

 

Порядок взыскания с гражданина задолженности по оплате коммунальных услуг без проведения судебного заседания.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

Требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающие пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства. Судебный приказ выносится мировым судьей в течение пяти дней без судебного разбирательства и вызова сторон (статья 126 ГПК РФ). Копия судебного приказа направляется должнику в пятидневный срок со дня его вынесения.

Судебный приказ подлежит отмене мировым судьей, если от должника в десятидневный срок поступили возражения, относительно его исполнения. Также на судебный приказ может быть подана кассационная жалоба непосредственно в суд кассационной инстанции течение шести месяцев со дня его вынесения (часть 1 статьи 367, часть 1 статьи 3861 ГПК РФ).

О праве граждан, являющихся инвалидами I или II группы, на освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче исков в суды общей юрисдикции, мировым судьям.

Право на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, а также определение исковых требований принадлежат только истцу. Указанные положения закреплены в ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (ч. 2 ст. 88 ГПК РФ).

На основании ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне,  в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ случаев. Если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При этом инвалидам I или II группы, являющимся истцами (административным истцами) при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, предоставлены дополнительные гарантии.

В частности, инвалиды I или II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн рублей. В случае, если цена иска превышает 1 млн рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн рублей (п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).

Новый порядок онлайн-продажи и доставки безрецептурных медикаментов начнет действовать с 1 сентября 2021 года.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 827 внесены изменения в правила выдачи разрешений на дистанционную продажу лекарств. Так, указывается, что розничная цена на лекарственный препарат, указанная в договоре купли-продажи (без учета стоимости доставки заказа), не должна превышать розничную цену лекарственного препарата в аптечной организации.

В случае размещения аптечной организацией на сайте в сети «Интернет» и (или) в мобильном приложении владельца агрегатора предложения о продаже лекарственного препарата, не зарегистрированного в Российской Федерации, владелец агрегатора обязан прекратить размещение такого предложения о продаже (ограничить доступ к нему пользователей сайта и (или) мобильного приложения) и уведомить о факте такого размещения Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. Аптечная организация, заключившая договор с иными лицами на осуществление доставки заказа, несет ответственность перед покупателем в случае нарушения такими лицами условий хранения лекарственных препаратов при осуществлении их доставки, порчи лекарственных препаратов.

Аптечные организации и лица, осуществляющие доставку заказа, также несут ответственность за реализацию фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и не зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств.

Как избежать мошенничества с использованием поддельных денежных купюр.

Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием. Уголовная ответственность за совершение такого деяния предусмотрена статьей 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Инструментом обмана могут служить поддельные денежные средства или их имитации, свободно продающиеся в магазинах подарков – так называемые «Билеты Банка Приколов», которые вручаются при продаже чего-либо, обмене иностранной валюты, размене денег или  иных случаях.

Как правило, поддельные денежные купюры изготовлены с высокой степенью похожести на настоящие банкноты, что затрудняет процесс их распознавания.

Однако, обнаружить, что злоумышленник пытается расплатиться имитацией все таки можно:

- такие «деньги» выполнены на обычной бумаге, в отличие от настоящих, имеющих более плотную структуру и сложный состав;

- отличаются по размеру и визуально заметно, что они больше или меньше оригинала;

- на обеих сторонах банкноты, как правило, красным цветом, нанесена надпись «Не является платежным средством», «Билет Банка Приколов» или нечто подобное.

Чтобы не стать жертвой мошенников:

- обеспечьте себе условия проверки купюр в спокойной обстановке, при достаточном освещении, а также возможность, при необходимости, обращения в ближайший магазин или отделение банка;

- обратите внимание на реакцию того, с кем собираетесь иметь дело, на Вашу придирчивость к деньгам. Добросовестный человек заинтересован в благополучном совершении сделки и Ваша бдительность не должна вызывать негативной реакции;

- при наличии сомнений  откажитесь от сделки.

Если Вы все же стали жертвой преступления:

- сообщите об этом в ближайший отдел полиции;

- не пытайтесь сбыть поддельную купюру, что само по себе является преступлением.

Ваша бдительность и соблюдение нескольких не сложных правил поможет избежать материальных потерь или проблем с законом.

 

Досудебный порядок урегулирования споров в порядке гражданского судопроизводства.

В гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.

Например, это касается споров о расторжении договора аренды, банковского счета, заключении государственного или муниципального контракта, нарушении исключительных прав, компенсационных выплатах по договору ОСАГО, об оказании услуг связи, в т.ч. почтовой, перевозки пассажиров, грузов и багажа и ряда других споров.

Досудебное урегулирование спора может осуществляться сторонами самостоятельно в виде переговоров или направления претензии, с привлечением медиаторов или финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.

Названный порядок будет считаться соблюденным в случае представления в суд подтверждающих данный факт документов, к каковым могут относиться, например, протокол разногласий, соглашение сторон о прекращении процедуры медиации в отсутствие согласия, заявление об отказе от продолжения процедуры медиации.

Если одна из сторон спора направит в письменной форме предложение об использовании являющейся в силу закона или договора обязательной примирительной процедуры, например, о проведении переговоров, но в течение 30 календарных дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получит согласие другой стороны, такое предложение будет считаться отклоненным, а досудебный порядок – соблюденным при условии приложения к иску подтверждающих документов.

Несоблюдение установленного законом обязательного досудебного порядка урегулирования спора влечет оставление судом искового заявления без рассмотрения.

 

Воинский учет. Ответственность граждан за неисполнение обязанностей.

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, отнесено к числу административных правонарушений. Ответственность за это предусмотрена ст. 21.5 КоАП РФ.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания также отнесены к административным правонарушениям.

Статьей 21.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии.

Влечет административную ответственность умышленные порча или уничтожение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, а также небрежное хранение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, повлекшее их утрату (ст. 21.7 КоАП РФ).

В случае утраты указанных документов гражданину следует обратиться в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Наказание за указанные противоправные деяния:

- предупреждение;

- административный штраф в размере до 3 тысяч рублей.