Размер шрифта:
Цветовая схема:

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности от 24.01.2022 года

Вступили в силу изменения, касающиеся дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом Российской Федерации от 19.11.2021 № 374-ФЗ в ст. 34.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Так, впервые ищущими работу (ранее не работавшими) будут признаваться, и соответственно обладать правом на получение пособия по безработице в размере среднемесячной начисленной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей если ранее без направления органов службы занятости они были временно трудоустроены в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.

Согласно ранее действующей редакции ст. 34.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» признавались впервые ищущими работу (ранее не работавшими) и обладающими правом на получение пособия по безработице в размере среднемесячной начисленной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации лица из названной категории, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учебы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.

Таким образом, для признания указанных лиц впервые ищущими работу условие о временном трудоустройстве в свободное от учебы время при наличии направления органов службы занятости в новой редакции Закона исключено. Также изменения касаются исключения из названой нормы Закона признания впервые ищущими работу (ранее не работавшими) лиц, которые принимали участие в общественных работах.

 

Вступили в силу новые правила оплаты выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1320 утвержден новый порядок возмещения из Фонда социального страхования России расходов работодателя на оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, который вступил в силу с января 2022 года.

Как и ранее для возмещения указанных расходов страхователю необходимо предоставить в Фонд: заявление о возмещении расходов по форме, утверждаемой Фондом; заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

В течение 10 рабочих дней со дня получения документов территориальный орган Фонда принимает решение о возмещении расходов страхователю и в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет денежные средства на расчетный счет страхователя.

В новом порядке предусмотрены положения, касающиеся возможного отказа в возмещении расходов. Так, в качестве оснований для отказа предусмотрено обнаружение в ходе проверки Фондом того факта, что расходы на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами: произведены с нарушением закона; не подтверждены документально; произведены на основании неправильно оформленных документов.

Мотивированное решение об отказе в возмещении таких расходов выносится территориальным органом Фонда в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления страхователя.

 

Вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за неоднократные грубые нарушения ПДД.

С 10 января 2022 года вступила в силу ст. 264.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишённым права управления транспортными средствами».

Статьей введена уголовная ответственность за повторное нарушение, связанное с превышением скорости движения транспортного средства от 60 до 80 км/ч и более 80 км/ч (ч. 4, 5 ст. 12.9 КоАП РФ), а также выездом на полосу встречного движения (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), допущенное лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за аналогичные правонарушения (ч. 7 ст. 12.9 и ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ).

Также, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за превышение скорости движения транспортного средства от 60 до 80 км/ч и более 80 км/ч  (ч. 4, 5 ст. 12.9 КоАП РФ), а также за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), если оно уже ранее судимое по данной статье.

Действие статьи не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

 

Новые Правила пользования жилыми помещениями.

Приказом Минстроя РФ от 14.05.2021 № 292/пр, вступающим в силу с 01.03.2022 и действующим до 01.03.2028, утверждены Правила пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам и юридическим лицам жилыми помещениями в многоквартирном доме.

Пользование должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

 

О праве судебного пристава-исполнителя наложить запрет на регистрационные действия с автомобилем и изъять его.

Запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств накладывается в целях обеспечения исполнения решения ссуда и направлен на понуждение должника к полному и своевременному исполнению требований.

Изъятие имущества – самостоятельная мера принудительного исполнения решения суда, применяемая в случае неисполнения требований должником в добровольном порядке.

До изъятия автомобиля приставом-исполнителем на него будет наложен арест в целях последующей передачи взыскателю или реализации на торгах.

Средства транспорта, принадлежащие должнику в связи с инвалидностью, либо необходимые для профессиональных занятий, изъятию не подлежат.

 

О разнице между текущим и капитальным ремонтом и куда обжаловать невыполнение работ.

Жилищным кодексом РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме содержать общее имущество, к которому относятся кровля, чердаки, стены, межэтажные перекрытия, лестницы, лифты, подвалы, инженерные коммуникации и другие элементы, обслуживающие более одного помещения в доме.

В случае повреждения общего имущества встает вопрос о его ремонте. Предстоит решить, какой ремонт необходим - текущий или капитальный.

Основные отличия между ними следующие: цель проведения (если текущий ремонт проводится для поддержания соответствующих параметров устойчивости, надежности зданий, то капитальный предназначен для восстановления, замены изношенных конструкций, в т.ч. несущих); документальное оформление (для текущего ремонта в отличие от капитального не требуется проектная документация); способ финансирования текущего ремонта обеспечивает управляющая организация.

На основании результатов весеннего и осеннего осмотров дома она должна определить необходимость проведения текущего ремонта и составить годовой план-график выполнения работ, который при необходимости может быть дополнен в течение года. О реализации составляется отчет. И план-график и отчет подлежат согласованию с собственниками помещений на отчетном общем собрании.

Финансирование текущего ремонта ведется за счет средств собственников помещений дома. В квитанции эта строчка обозначена как «текущий ремонт».

Размер платы устанавливается на общем собрании собственников помещений. Если это не сделано, плата взимается по тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Если управляющая домом организация не выполняет предусмотренные работы по текущему ремонту либо устанавливает размер платы за него без решения общего собрания, жалоба может быть подана в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, которая может применить меры административного воздействия.

В Санкт-Петербурге капитальный ремонт в домах реализуется за счет средств Фонда капитального ремонта в рамках утвержденной постановлением Правительства города от 18.02.2014 № 84 региональной программы, которая содержит перечень домов, виды работ и год их проведения.

Необходимость проведения капитального ремонта оценивается на основании мониторинга технического состояния домов в зависимости от степени износа конструкций. В этом процессе задействованы районные администрации и Жилищный комитет.

Обеспечивает проведение работ некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и привлеченные по результатам конкурса подрядные организации.

Контроль за выполнением работ Фондом осуществляет Жилищный комитет, куда при необходимости можно обратиться с жалобой на нарушение прав.

 

Об изменениях, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В частности, согласно вступившим в силу новеллам субсидии и компенсации не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из ГИС ЖКХ.

Также устанавливается, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается.

 

Особенности организации и охраны труда дистанционных работников.

Порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе, размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором о дистанционной работе.

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дистанционных работников работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абзацами семнадцатым, двадцатым и двадцать первым части второй статьи 212 Трудового кодекса, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем. Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе.

 

Особенности порядка исчисления пособий.

С 1 января 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 11.09.2021 № 1540, утвердившее Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Установлены:

- порядок определения среднего заработка застрахованного лица при исчислении пособий, в том числе для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию;

- порядок расчета пособия в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей;

- порядок расчета минимального размера пособия за полный календарный месяц исходя из минимального размера оплаты труда.

 

Ответственность за изготовление и использование поддельного сертификата о прохождении вакцинации.

Согласно положениям действующего законодательства сертификат о вакцинации от новой коронавирусной инфекции является официальным документом, подтверждающим прохождение гражданином профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекционных болезней.

В связи с этим, подделка, изготовление, оборот такого документа, содержащего ложные сведения, а равно его приобретение для дальнейшего использования, может повлечь уголовную ответственность для приобретателя (пользователя) по ст. 327 УК РФ.

Кроме того, уполномоченные на проведение вакцинации лица, фактически не применившие вакцину, но внесшие сведения в соответствующий сертификат подлежат ответственности по ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

За изготовление, а также сбыт поддельного сертификата юридические лица в соответствии со ст. 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наряду с ответственностью физических и должностных лиц несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения; при повторном совершении - до 100 тысяч рублей с соответствующей конфискацией.

 

Уголовная ответственность за кражу электронных денежных средств и за кражу, совершенную с банковского счета.

Найденная чужая банковская карта находкой не является, снятие денежных средств с найденной карты, либо оплата покупок с ее помощью является преступлением.

Уголовная ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а также кражу электронных денежных средств установлена п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ. В качестве наказания за данное преступление предусмотрены штраф от 100 000 до 500 000 рублей, принудительные работы до 5 лет и лишение свободы на срок до 6 лет.

В качестве дополнительного наказания могут быть назначены штраф и ограничения свободы.

Уголовная ответственность наступает и за покушение на совершение хищения средств с банковского счета при помощи банковской карты. Например, когда совершить покупку не удалось, поскольку собственник банковской карты ее заблокировал.

В отличие от обычного хищения чужого имущества, кража с банковской карты или банковского счета независимо от суммы похищенного является тяжким преступлением, а следовательно, в соответствии с положениями ст. 25 УПК РФ уголовные дела о таких преступлениях не подлежат прекращению в связи с примирением с потерпевшим.

Следует обратить внимание на то, что совершение указанного деяния признается преступным независимо от суммы похищенных денежных средств.

 

Утвержден перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (государственной поддержки).

Приказом Минтруда России от 16.11.2021 № 805н утвержден перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

Входящие в перечень жизненные события, такие как рождение ребенка, установление инвалидности, достижение пенсионного возраста, достижение ребенком определенного возраста, беременность, вступили в силу с 1 января 2022 года.

Присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий; получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации; получение статуса многодетной семьи – вступили в силу с 1 января 2023 года.

Создание молодой семьи; установление опеки; потеря кормильца – вступили в силу с 1 января 2024 года.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой  сообщите о ней!