Охрана общественного порядка

В июле 2014 года  вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации «Об участии граждан в охране общественного порядка», которым установлены принципы и основные формы такого участия, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин.

В законе дано понятие общественного объединения правоохранительной направленности, каковым является не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка, народной дружины, как общественного объединения, основанного на членстве, участвующего в охране общественного порядка во взаимодействии с  полицией и иными правоохранительными органами.

Определены ограничения для лиц, оказывающих помощь в охране общественного порядка.  Они не вправе выдавать себя за сотрудников полиции и других правоохранительных органов,  осуществлять деятельность, относящуюся исключительно к компетенции названных органов, а также  допускать угрозы жизни и здоровью граждан.

Действующие на территории общественные объединения  правоохранительной направленности и народные дружины подлежат включению в реестр, который ведут территориальные органы МВД России.
Законом определены следующие  формы участия граждан в охране общественного порядка:

Командиры народных дружин избираются членами дружин по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным органом МВД России.
Планы работ народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество участвующих народных дружинников подлежит согласованию с органами государственной власти, территориальным органом полиции.

Народные дружинники должны пройти подготовку в порядке, утвержденном МВД России, иметь удостоверение и носить форменную одежду с отличительными знаками, образцы которых утверждают субъекты Российской Федерации.

Народные дружинники вправе:

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы.
Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований,  а также иных средств, не запрещенных законодательством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности дружин, предоставлять им помещения, технические и иные материальные средства, осуществлять материальное стимулирование деятельности дружинников, предоставлять проездные билеты на все виды общественного транспорта, страховать дружинников.

Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней.

Законом также предусмотрены иные виды поощрения, которые, в том числе, могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения закона распространяются на деятельность народных дружин из числа казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации с учетом особенностей, указанных в ст. 23 настоящего закона и ФЗ «О государственной службе российского казачества».

В период осуществления обязанностей народные дружинники и внештатные сотрудники полиции находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами, неисполнение которых влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Заместитель прокурора района
советник юстиции                                              О.В. Васильева