Размер шрифта:
Цветовая схема:

Прокуратура разъясняет

Телефонные мошенники активизировались, работают по «банковскому» сценарию.

В Санкт-Петербурге участились случаи обращения пенсионеров в полицию после доверительных разговоров с «сотрудниками банков». В попытке обезопасить собственные накопления они перевели за несколько дней мошенникам больше миллиона рублей. Мужчины и женщины в возрасте от 60 до 80 лет не устояли перед валом звонков от якобы банковских служащих. Собеседники представлялись сотрудниками Сбербанка и сообщали тревожное: зафиксирована попытка взлома карты, необходимо установить защиту и перевести средства на другой счёт. При этом звонившие обещали спасти сбережения как со счетов Сбербанка, так и других финансово-кредитных организаций. Пенсионеры, заслушавшись голосом в трубке, переводили накопленное на чужие счета.

Телефонные мошенники по отработанной схеме обирают жителей Петербурга последние несколько месяцев. В большинстве случаев информацию о счетах и вкладах выспрашивают от имени Сбербанка.

Прокуратура предупреждает, что сотрудники банка не вправе просить клиентов о переводе денег на сторонние счета и не вправе запрашивать секретные данные карты: ПИН, CVV или CCV-код, код из СМС или пароли от «Сбербанк Онлайн».

При малейшем сомнении обрывайте разговор и перезванивайте непосредственно в банк по номеру телефону, указанному на карте.

В случае совершения в отношении Вас мошеннических действий незамедлительно обращайтесь в органы внутренних дел.

 

Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен рядом новых составов административных правонарушений.

Так, статья 6.3 КоАП РФ дополнена частями 2 и 3.

Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ введена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые влекут наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 15 тысяч до 40 тысяч рублей;

- на должностных лиц - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 тысяч до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 3 статьи 6.3 КоАП РФ введена административная ответственность за совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей;

- на должностных лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации) дополнена частью 10.1, предусматривающей административную ответственность за распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Ответственность предусмотрена для юридических лиц в виде штраф в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 3 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Эта же статья дополняется частью 10.2, предусматривающей административную ответственность за распространение в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Ответственность предусмотрена для юридических лиц в виде штраф в размере от 3-х до 5 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Изменения вступили в силу со дня официального опубликования федерального закона, т. е. с 01.04.2020.

Внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями, предусматривающими уголовную ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации.

В частности, ст. 207.1. УК РФ предусматривает ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Совершение указанных действий наказывается штрафом в размере от 300 до 700 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

При этом, обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Введена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека.

Такие деяния наказываются штрафом в размере от 700 тыс. до 1,5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

В случае если указанные действия повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1,5 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Федеральный закон вступил в силу.

 

Госуслуги не выходя из дома.

В условиях распространения коронавируса (COVID-19) и необходимости соблюдения в связи с этим режима карантина особую значимость приобретает возможность получения государственных и муниципальных услуг дистанционным способом, не выходя из дома.

Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, а также предоставление их в электронной форме.

Личный кабинет для доступа ко всем услугам официального сайта создается в сети Интернет на странице по адресу https://gosuslugi.ru/.

Для регистрации необходимо ввести свою фамилию, имя, номер мобильного телефона и адрес электронной почты, данные гражданского паспорта и СНИЛС, создать пароль для доступа в личный кабинет.

Подтвердить созданный профиль можно в МФЦ, Пенсионном фонде России или любом другом учреждении, например, отделении банка. С собой необходимо иметь паспорт и СНИЛС.

Одним из способов также является подтверждение личности через Интернет-Банк.

На портале Госуслуг имеется возможность зарегистрировать учетную запись юридического лица. Это могут сделать владелец или представитель организации.

В настоящее время с помощью Портала Госуслуг можно:

- оформить заграничный паспорт;

- получить талон к врачу;

- сделать заявку на оформление ребенка в детский сад;

- получить информацию о задолженности по налоговым платежам и исполнительным производствам, а также их оплатить;

- подать заявление на получение любого социального пособия;

- сдать налоговую декларацию;

- зарегистрировать транспортное средство или снять его с учета;

- оформить регистрацию по месту жительства.

Полный перечень услуг Вы найдете на вышеназванном портале.

Самоизоляция по возвращении из-за границы

Обязанность самоизоляции после возвращения в страну предусмотрена постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», изданного в соответствии с полномочиями, предоставленными п. 6 ч.1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и распространяется на лиц, прибывших на территорию России до издания постановления от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID 2019».

Прибывшие на территорию страны лица обязаны:

- незамедлительно сообщать о своем возвращении в РФ, месте, датах пребывания за рубежом, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания, на горячую линию, организованную в субъекте Российской Федерации (в СПб – в поликлинику по месту проживания или по телефону 112);

- в случае появления любого ухудшения состояния здоровья незамедлительно обращаться за медицинской помощью на дому, без посещения медицинских организаций и сообщать данные о своем прибытии на территорию РФ;

- выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию РФ.

Лица, вернувшиеся в страну после издания постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020, вступившего в силу с 01.04.2020, прибывшие в аэропорты Москвы или аэропорты других субъектов РФ подлежат изоляции на 14 календарных дней в условиях обсерватора.

В отношении каждого возвратившегося из-за границы лица Главный государственный санитарный врач субъекта РФ выносит постановление об изоляции, медицинском обследовании и (или) медицинском наблюдении, госпитализации.

Неисполнение Постановления влечет применение мер административного воздействия в порядке судебного производства.

 

Больничный на период карантина лицам старше 65 лет.

Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 402 утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше, вступающие в силу с 06.04.2020.

Правила распространяются на застрахованных лиц, соблюдающих режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках, за исключением лиц, переведенных на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Предусмотрена обязанность работодателей предоставлять в Территориальные отделения Фонда социального страхования сведения о работниках, находящихся на самоизоляции (ФИО, дата рождения, адрес фактического местонахождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования), после проверки которых, а также факта трудоустройства у страхователя, данные будут передаваться в медицинскую организацию для оформления больничного листков в электронном виде.

 

Расширены полномочия Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 98«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», вступившим в силу в тот же день, Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия, в т.ч.:

- по введению режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС) на всей территории РФ либо на ее части в случае угрозы и/или возникновении ЧС федерального или межрегионального характера;

- установлению обязательных для исполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС;

- введению моратория на возбуждение дел о банкротстве;

- установлению особенностей реализации базовой программы ОМС в условиях распространения опасных заболеваний.

Установлен мораторий на проведение с 1 апреля по 31 декабря 2020 года проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера.

 

Государственное регулирование цен на лекарства в условиях чрезвычайной ситуации.

Федеральным законом от 26.03.2020 № 67-ФЗ внесены изменения в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившие в силу в тот же день, касающиеся возможности государственного регулирования цен на лекарственные препараты.

Изменения касаются препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в случае, если в течение 30 календарных дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении мониторинга розничных цен на названные препараты будет выявлен рост розничных цен на 30 и более процентов.

В этой ситуации Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать предельные отпускные цены производителей на указанные лекарственные препараты, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей.

Правительство РФ будет определять перечень лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и порядок его формирования.

Со дня утверждения названного перечня в течение 90 календарных дней будет запрещена реализация и отпуск включенных в него лекарственных препаратов по ценам, превышающим предельные отпускные цены производителей.

Чем отличается подарок для государственного служащего от взятки?

Наиболее распространенным в сфере преступлений коррупционной направленности является получение и дача взятки должностному лицу.

Запрет на получение вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) государственными и муниципальными служащими предусмотрен пунктом 7 части 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и в статьей 14 «О муниципальной службе в Российской Федерации». При этом законодательством предусмотрена лишь возможность получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. В данном случае подарки признаются собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган, в котором лицо замещает должность. Указанный подарок должностное лицо может выкупить.

Согласно п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 рублей. Однако необходимо понимать, что основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность, то есть, передавая подарок, даритель не желает получить взамен от одаряемого какие либо действия, либо наоборот бездействия.

Когда у одаряемого возникает обязанность выполнить в обмен на подарок определённые действия, связанные с его служебным положением, подарок будет расценён как взятка. За получение взятки либо ее дачу предусмотрена уголовная ответственность. Наказание по преступлениям коррупционной направленности варьируется от штрафа в сумме до 500 тыс. рублей, до лишения свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Ответственность за вождение в нетрезвом виде.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за вождение в состоянии опьянения предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей и лишения права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет.

Вместе с тем в случае совершения повторного такого правонарушения в соответствии со ст. 264.1 УК РФ Уголовного кодекса Российской Федерации наступает уголовная ответственность.

Наказание за данное преступление предусмотрено в виде штрафа, а также вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 4.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Решение о наказании в виде лишения права управления транспортным средством принимается исключительно в судебном порядке. Срок наказания отсчитывается с момента передачи удостоверения в ГИБДД. При этом следует иметь в виду, что в случае уклонения от исполнения судебного решения о лишении права управления транспортным средством течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию не начинается.

 

Отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору.

Поскольку трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений, признаки, отличающие его от гражданско-правового договора, следуют из определения таких отношений и основных принципов их правового регулирования. Так, отличительными признаками трудового договора, в соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 56, ст. 58 ТК РФ, являются:

- личное выполнение работником трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности) или конкретного вида поручаемой работы;

- право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного МРОТ;   

- подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка;

- право работников на объединение для защиты своих прав и интересов (в том числе через профессиональные союзы);

- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также право на забастовку;

-  право работника на обязательное социальное страхование.

Многие условия трудового договора выгодно отличают его от гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Так, например, работник в отличие от подрядчика (исполнителя) не несет риска, связанного с осуществлением своего труда, подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, материнства, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеет право на все гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством, работодатель ограничен в возможности прекращения с ним трудового договора. Вместе с тем некоторые преимущества имеет и выполнение работ (оказание услуг) по договору гражданско-правового характера. Например, подрядчик (исполнитель) сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, может привлечь к исполнению своих обязательств других лиц, самостоятельно определять способы и время выполнения задания заказчика, не подчиняется локальным нормативным актам заказчика.

Если суд установит, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, то есть гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой договор в соответствии с ч. 4 ст. 11, ст. 19.1 ТК РФ; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2.

В таком случае у исполнителя по гражданско-правовому договору меняется правовой статус - он признается работником, имеющим право на гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. В частности, у работника возникает право на ежегодный оплачиваемый отпуск, на получение пособия по временной нетрудоспособности и т.д., что предусмотрено ст. ст. 114, 183 ТК РФ.

 

Перечень имущества, на которое судебными приставами не может быть обращено взыскание.

В соответствии со ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.79 Федерального закона № 229 -ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

-жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

-земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

-предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

-имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; -используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

-семена, необходимые для очередного посева;

-продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

-топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;                    

-средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; -призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Обжалование судебного приказа.

Согласно ст. 121 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) под судебным приказом понимается единоличное постановление судьи, вынесенное на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает 500 тыс. рублей.

Одновременно судебный приказ является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, указан в ст. 122 ГПК РФ.

Вступление судебного приказа в силу осуществляется в 10-дневный срок со дня получения его копии должником. В случае несогласия с судебным приказом, должник имеет право направить возражения относительно его исполнения судье в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит определение об отмене судебного приказа, в котором разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства.

 

Что делать, если с банковской карты стали списываться денежные средства неизвестными лицами?

Банк обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием банковской карты, путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9) Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Способы направления уведомлений, используемые банками, различны – это могут быть СМС-уведомления, рассылка по электронной почте либо информирование через интернет-банк. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для клиента.

Если Вы обнаружили операции по банковской карте, которых не совершали, незамедлительно позвоните в контакт-центр банка, сообщите об этом оператору и заблокируйте карту. Телефон контакт-центра указан в интернете, либо его всегда можно найти на оборотной стороне карты.

После совершения звонка обратитесь в ближайшее отделения банка с письменным заявлением о несогласии с произведенной операцией, в котором опишите подробности обнаружения спорного списания денежных средств.

Срок рассмотрения банком Вашего заявления составляет 30 дней, однако в договоре может быть указан более короткий срок рассмотрения заявления.

Если денежные средства списаны по вине банка, Вы вправе обратиться в суд с требованием к банку о возмещении убытков, а также процентов за неправомерное удержание денежных средств.

В случаи подозрения в совершении мошеннических действий с Вашей картой, следует обратиться в отделение полиции и написать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту совершения мошеннических действий.

 

Ответственность за неисполнение родителями своих обязанностей.

Основным критерием осуществления родительских прав и обязанностей является обеспечение интересов детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. За нарушение родителями обязанностей установлена ответственность семейным, административным и уголовным правом. Семейный кодекс устанавливает ответственность за вышеперечисленные нарушения в виде лишения или ограничения родительских прав, за нарушение алиментных обязанностей – взыскание неустойки и убытков, а также применяется ответственность в других формах.

Согласно статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения неисполнение или ненадлежащее исполнение радетелями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенное родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, согласно статье 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказывается административным штрафом в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, в отличие от административной, наступает, если названные деяния соединены с жестоким обращением с несовершеннолетним. Согласно статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации данные деяния наказываются штрафом в размере до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

 

Имеет ли право работодатель оштрафовать сотрудника?

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Денежный штраф как вид и мера дисциплинарной ответственности трудовым законодательством не предусмотрен. Следовательно, подобная практика со стороны работодателя является незаконной.

Вместе с тем, от штрафов необходимо отличать систему премирования, которую работодатель вправе устанавливать в трудовом договоре в соответствии с действующими в организации локальными нормативными правовыми актами.

Так, в положении о премировании работодатель может предусмотреть премию, как дополнительную меру поощрения, за выполнение установленного объема работ, отсутствие нарушений трудовой дисциплины и тд. В случае невыполнения установленных условий работодатель имеет право депремировать сотрудника. Порядок и критерии лишения или снижения премии также должны быть закреплены в положении. При этом с действующим в организации положением о премировании работник должен быть ознакомлен при заключении трудового договора под роспись.

Нарушение работодателем требований законодательства о труде влечет ответственность по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Если к работнику незаконно применены штрафные санкции, он вправе обратиться в органы прокуратуры, а также в Государственную инспекцию труда, указав наименование и место нахождения работодателя, имеющие место факты нарушения закона, предоставив, при их наличии, документы, свидетельствующие об удержании из заработной платы работника денежной суммы.

Кроме того, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.