Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе (правила поведения, специалисты, которые могут помочь)

Кризисная ситуация – ситуация, при которой человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Так, например, для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами. Одним из таких способов может стать суицидальное поведение.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается подросток. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

К «группе риска» по суициду относятся подростки: 

  • с нарушением межличностных отношений, «одиночки»,
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе подростки;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшими успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
  • из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышление о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • перемены в поведении, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. 

Коммуникативные индикаторы суицидального поведения:

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное. «Лечь бы и не проснуться»);
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям.

Когнитивные индикаторы суицидального поведения:

  • разрешающие установки относительно суицидального поведения;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
  • представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
  • «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.

Суицидальными подростками, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

 Профилактика суицидального поведения у подростка:

 Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью! В профилактике суицидов у подростков важную роль играют родители.

Как только у подростка отмечается сниженное настроение и признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно вселить ребенку оптимистический настрой, уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Например, записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное — собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо выспался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

И в-четвертыхобратиться за консультацией к специалисту — психологу, психотерапевту, психиатру.

Категорически нельзя:

  • Проявлять безразличие.
  • Читать мораль типа: «Ты не можешь этого сделать», «Подумай о родителях», называть суицидальные намерения аморальными.
  • Проявлять негодование, демонстрировать сильные эмоции, сердиться, говорить об инфантильности личности подростка.
  • Обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», «брюзгливости»
  • Сравнивать с другими ребятами — более успешными, это усугубит его низкую самооценку, углубит переживания.

 Большинство подростков, имеющих суицидальные намерения, колеблются между желанием умереть и быть спасенными. Часто подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. Суицидальное поведение — это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Повышенная опасность аутоагрессивного поведения состоит в том, что в отличие от взрослых в подростковом возрасте отсутствует граница между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим поступком. 

 

Куда обращаться в кризисных ситуациях, где оказывают психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей:

Всероссийский Детский телефон доверия - 8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно) 

СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Красносельского района» (телефоны горячих линий для жителей района: 242-28-21; 417-35-66)

Телефон доверия Санкт-Петербургской службы «02» (круглосуточно) 702-21-81

Городская служба экстренной психологической помощи (с 9.00 до 21.00 по будням) 476-71-04

3-е психоневрологическое диспансерное отделение СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина», ул. Новостроек, д. 24783-48-16, 784-70-85